• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Головные уборы женщин Волжской Булгарии

Время чтения: 3 мин
5176

Если обратиться к традиционному костюму какого-либо народа, нельзя не отметить наличие женского головного убора и всевозможными украшениями, крепившимися на сложные механизмы или на простые верёвочки. Особое место в головных украшениях всегда занимали подвески и серьги, чарующие своим изяществом и поражающие искусностью мастера. 

Если говорить об отличительных чертах головных украшений, выполненных руками булгарских ювелиров, то среди их работ наиболее известны серебряные, реже золотые височные подвески. Крепились они с помощью четырёх колец, каждое диаметром примерно 2-2,5 см, по кругу к женской головной повязке. Далее на кольца надевались от одной до трёх бусин, отделанных зернью и сканью. Со временем такие височные кольца начинают обрастать подвесками на цепочках, число которых достигает трёх. Сами подвески желудеобразной формы изготавливались из тонкого листового золота и серебра путём штамповки. Каждая из таких подвесок представляли собой две вертикальные половинки, а соединяющий шов скрывался под тремя поясками сканой проволоки. Зачастую поверхность таких подвесок украшалась пирамидками зерни. Особое место здесь занимают неповторимы образцы с фигуркой золотой уточки, которая в клюве держит комок земли. Символизируя благополучие, здоровье, являя собой олицетворение семейного счастья и домашнего очага, образ утки прочно связан со старинной легендой казанских татар, согласно которой земля была создана уточкой, плававшей в необъятном океане. Одновременно с этим сам образ уточки берёт свои корни из зороастрийской космологии. Сканая проволока, отходящая от её шеи, символизирует священную повязку — символ священной природы уточки. Если проанализировать декоративно-прикладное искусство северокавказских мастеров, то можно увидеть много схожего. Однако у последних вместо уточки использована фигурка небольшой птички, выполненная в технике литья с гравировкой.

Ещё одним наиболее распространённым типом женского головного украшения домонгольского периода является очелье, которое представляет собой узкую (всего 4 см) полоску из серебра. Поверхность очелья украшена разнообразными цветочными в виде пальметт египетского характера и розетками с восемью овальными лепестками. Сам орнамент расположен внутри круглых медальонов, которые равномерно рассредоточены по длине всего украшения.

По мнению археологов, очелье располагалось в лобной части женского головного убора, который был характерен вплоть до конца XVIII в., для богатых казанских татарок. Стоит также отметить, что подобные головные уборы мы можем встретить среди финно-угорских аборигенов, дунайских болгарок и туркменок. Какова же его форма? Это высокий, выполненный на твердой основе (к примеру, кожа, войлок и луб), конусообразный женский головной убор, обтянутый материей и украшенный различными накладками.

Другим, не менее популярным украшением для женщин являются серьги, которые зачастую носились и мужчинами. Если говорить о домонгольском периоде, то тогда серьги имели великое разнообразие по своим формам и орнаментальному заполнению. Если обратить внимание на технику мастера, то можно увидеть, что серьги подразделяются на литые и сканые.

Среди характерных для жителей Волжской Булгарии особенностей домонгольских серёжек можно отметить такие черты, как:

  • размещение крупного самоцвета в центре;
  • использование зерни, которая позже сменяется сетчатым гравированным квадратом;
  • наличие бочонкообразных подвесок;
  • стилизованные конские головки, со временем превращающиеся в отвлечённые декоративные мотивы;
  • использование схематических зооморфных изображений;

использование в производстве янтаря.

Уже ближе к концу домонгольского периода можно заметить, что из серёжек исчезают самоцвета, а вся поверхность украшения покрывается ажурным тончайшим узором. Стоит отметить, что в последствии с развитием мастерства из украшений исчезают напрочь солярные знаки и стилизованные изображения животных. Сами серёжки становятся проще.

Несмотря на значительную трансформацию, которую преодолели головные украшения, в том числе и серьги, за столько веков, они устойчиво сохранились в ювелирном искусстве казанских татар через свою форму, через характер сканого заполнение и другие особенные черты.

Продолжение следует…

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle