Как жители Мальдив стали мусульманами?
Мальдивы – это тропическая страна в Индийском океане, состоящая из 26 кольцевых атоллов, которые образованы из тысячи коралловых островов. Они известны своими пляжами, голубыми лагунами и обширными рифами. В столице, городе Мале, есть оживленный рыбный рынок, рестораны и магазины.
Одной из самых известных достопримечательностей города является Мале Хукуру Миский – это пятничная мечеть XVII века, сделанная из резного белого коралла. По последним оценкам, население Мальдив составляет примерно 402 000 человек.
История ислама на Мальдивских островах своими корнями уходит в XII век, когда местный король принял ислам и посоветовал своим подданным последовать его примеру. Однако давно забытые исторические книги рассказывают нам, о жизни на Мальдивах – или в Маладвипе, Дхива Маари или Дхива Махал, как его называли в древности, – задолго до принятия ислама.
Древняя шри-ланкийская хроника «Махавамса» связывает происхождение жителей мальдивских островов с сингальцами. Это индоарийский народ, который является основным населением Шри-Ланки. А если быть более точным, с индийскими принцами из королевства Калинга, которые в VI веке покинули родное королевство из-за религиозных разногласий и обосновались на Мальдивах.
Более поздние исследования указываю на то, что на Мальдивах люди обитали уже в III веке нашей эры. Некоторые историки предположили, что первые поселенцы на Мальдивах могли появиться сразу после того, как в регионе началась греческая морская торговля.
Весьма вероятно, что первыми мальдивцами были сатавахане Декана, говорившие на пракрите, тамилы, говорившие на языках Южной Индии – чера, чола, пандьи, а также говорившие на пракрите сингальцы Шри-Ланки.
Среди этих ранних мальдивцев, которые предшествовали прибытию изгнанных индийских принцев, были потомки тивару – народа древнего тамильского происхождения, которые позже стали известны как «народ гираавару». Они исповедовали древнюю форму индуизма, включающую дравидийские ритуальные традиции, почитавшие бога солнца Сурью.
Народ гираавару, сейчас полностью ассимилирован в мальдивском обществе, что неотличим от остальных, хотя сохранял разнообразие своих отличных традиций и культуры вплоть до 1980-х годов.
Первоначально жители Мальдив преимущественно исповедовали буддизм. Об этом говорят в том числе археологические раскопки. Так, благодаря археологам были обнаружены погребенные под землей буддийские сооружения. А такие этнологи, такие как Ксавье Ромеро-Фрайс, проследили происхождение большей части классических мальдивских культурных, языковых и традиционных черт вплоть до буддийской эпохи.
Мальдивский буддизм стал терять свою силу с началом господства арабов в торговле в Индийском океане в VII веке. Известно, что обращение мальдивского населения в ислам было мирным – люди добровольно обратились в ислам вместе со своим королем.
Мальдивы были обращены в ислам в XII веке мусульманином из Магриба (Северная Африка) по имени Абул Баракат Юсуф аль-Барбари. Когда он посетил Мальдивы, правящим королем был Шри Трибувана Адития. Первый король династии Темуг Шри Махабарана был его дядей по материнской линии.
Шри Трибувана Адития взошел на Трон около 1138 года. После обращения в ислам он принял имя Мухаммад ибн Абдулла и титул султана. Для распространения ислама он отправил мусульманских проповедников в различные части Мальдив. По заказу султана Мухаммеда ибн Абдуллы в столице Мале были построены первая пятничная мечеть, а также мечеть Дарумаванта Расгефану.
Легенда гласит, что после прибытия на Мальдивы Абул Баракат Юсуф аль-Барбари оставался в Мале и начал проповедовать ислам. Он был хафизом, то есть человеком, который мог читать весь Священный Коран по памяти.
Согласно Тангиху Куревуну Дивехи Рааджейге Таарикуге Тхантханколху (Исследованные выдержки из Истории Мальдив), ему удалось обратить Мальдивы в ислам после многих усилий. Его первые попытки не увенчались успехом, однако его неумолимая настойчивость оказала огромную услугу народу, поскольку Мальдивы, наконец, приняли ислам.
Первым новообращенным был сам король, за которым последовали его жены, дети и придворные. После того, как люди приняли ислам, прежние храмы и идолы были разрушены.
Как уже указывалось выше, археологические раскопки, проводившиеся в Мале в разное время, подтверждают тот факт, что в XII веке в Мале существовали буддийские храмы.
Даже после того, как мальдивцы приняли ислам, Абул Баракат Юсуф Аль Барбари оставался на Мальдивах, чтобы обучать людей исламу. Он умер во время правления Дхарумаванта Расгефаану (Мухаммед ибн Абдулла). Согласно истории Хасана Таджуддхина, он был похоронен в святыне Медхузияарай в Мале.
Популярный титул, приписываемый султану Мухаммаду ибн Абдулле, то есть Дхарумаванта Расгефаану, подразумевает, что султан был благочестивым и добросердечным человеком, который был щедрым, особенно к слабым и бедным.
Во время своего правления он укрепил приверженность правилам и принципам ислама, установил законы управления. Говорят, что спустя много времени после смерти Абула Бараката Юсуфа аль-Барбари султан отправился в паломничество в Мекку и не вернулся.
Автор: Дамир Гайнутдинов