Имам, который никогда не покидал Медину
Имам, у которого не было дома, но было 900 учителей и 1300 учеников
Имам Малик ибн Анас (р.а.) родился в 93 году хиджры (711 году нашей эры) в деревне Зул-Марва в Медине. Его отец, дед и прадед были известными знатоками хадисов. Его прадед был одним из тех, кто принимал участие в нескольких битвах вместе с пророком Мухаммадом (с.а.с.).
Имам Малик (р.а.) вырос в семье ученых, но сам он в очень раннем возрасте не был сильно увлечен учебой. Свое свободное время он посвящал играм, и его особенно увлекали голуби и другие птицы.
Однажды, когда имаму Малику (р.а.) было около 10 лет, его отец позвал сына и задал вопрос, чтобы проверить его интеллект.
Однако ребенок не смог дать родителю правильный ответ. Тогда отец упрекнул мальчика, заявив, что если тот не изменит свой образ жизни, то на всю жизнь останется необразованным. Эта резкая критика в то время пошатнула самооценку маленького имама Малика (р.а.), и, поскольку мать сильно его мотивировала и поддерживала, мальчик стал проявлять больше рвения в учебе.
После этого имам Малик (р.а.) полностью отрешился почти от всего и большую часть своего времени посвятил изучению религии. В юности он выучил и запомнил Коран. Он читал Священное Писание одному из имамов кыраата, Нафи ибн Абд ар-Рахману (р.а.), чье чтение сегодня является основой всей суннитской мусульманской уммы.
Известно, что у имама Малика (р.а.) было 900 учителей, в том числе имам Шихаб аз-Зухри, Абдур Рахман ибн Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сиддик, Амир ибн Абдулла ибн Зубайр ибн аль-Аввам и Нафи ибн Аби Нуайм, который был освобожденным рабом знаменитого сподвижника Абдуллы ибн Умара (р.а.).
Имам Суфьян ибн Уейна (р.а.) поведал о том, что имам Малик (р.а.) начал преподавать с 17 лет, и уже в этом раннем возрасте он был ученым, заслуживающим большого доверия.
Со временем имам Малик (р.а.) стал самым известным исламским ученым того периода. Его слава достигла своего пика еще при его жизни, в отличие от трех других великих имамов суннитского ислама, чья популярность усиливалась постепенно и продолжила расти только после их смерти. Одной из основных причин этого было местоположение имама Малика: он никогда в жизни не покидал пределов Медины, за исключением хаджа – его любовь к земле Пророка (с.а.с.) была безмерной.
В связи с этим у него была уникальная возможность лично встретиться практически со всеми великими учеными своего времени, включая Абу Ханифу, Абу Юсуфа, Лаиса ибн Саада (р.а.) и многих других. По той же самой причине у имама Малика были ученики со всех концов мусульманского мира.
Наиболее известными среди его учеников были имам аш-Шафии, имам Суфьян ас-Саури, Ибн Джурайдж и Абдулла ибн аль-Мубарак (р.а.). Есть пересказы, которые указывают на то, что непосредственными учениками имама Малика (р.а.) были около 1300 ученых того времени.
Несмотря на свою популярность и всеобщее признание, имам Малик (р.а.) был невероятно скромным человеком. Собственную жизнь он посвятил познанию и искреннему поклонению Аллаху. У него никогда не было своего собственного дома.
Согласно одной из версий, имам Малик (р.а.) проживал в доме, который прежде принадлежал великому сподвижнику Абдуллаху ибн Масуду (р.а.). Другой интересный факт о знаменитом исламском ученом заключается в том, что он любил очень нарядно одеваться, так как считал, что красивая одежда совершенствует представление о человеке.
Кроме того, имам Малик (р.а.) также придерживался строгой дисциплины в своем классе. Ко всем своим ученикам он относился одинаково, и каких-то специальных мест для влиятельных людей, включая самого халифа, в его классе не было.
Имам Малик (р.а.), почитаемый мусульманами-суннитами во всем мире, был одним из величайших знатоков хадисов всех времен.
Его книга «Аль Муватта» была третьим всеобъемлющим трудом, посвященным хадисам, и первым, который, по мнению мусульман-суннитов, содержит хадисы, достоверные на 100%. Изучив сотни тысяч хадисов, имам Малик (р.а.) отобрал для своей книги всего несколько из них и систематизировал их по темам, например молитва, закят, пост и так далее.
Ученые того времени относят книгу «Аль Муватта» имама Малика (р.а.) к категории сахих – категории самых достоверных с точки зрения мусульманских авторитетов хадисов, так же как сборники Бухари и Муслима (р.а.). В наши дни его труд не пользуется такой большой популярностью, поскольку большинство его хадисов можно найти у Бухари и Муслима (р.а.).
Согласно имаму Бухари (р.а.), наиболее заслуживающей доверия цепочкой рассказчиков хадисов, то есть золотой цепью, является повествование от «Малика от Нафи от Ибн Умара и, наконец, Пророка (с.а.с.)».
Имам Малик (р.а.) был женат только на одной женщине, и у него было трое сыновей и одна дочь. При этом ни один из его сыновей не посвятил себя сфере знаний, но его дочь по имени Фатима бинт Малик стала ученой. Она запомнила всю книгу «Аль Муватта» и, стоя за дверями, посещала все занятия имама Малика (р.а.). Каждый раз, когда один из учеников ее отца допускал ошибку, она стучалась в дверь и сообщала родителю об этой ошибке.
В отличие от трех других великих имамов суннитского ислама, у имама Малика (р.а.) были очень хорошие отношения с халифами. Он имел обыкновение принимать от них подарки и посещать их дворцы в Медине. Однако подобные отношения никогда не становились препятствием для того, чтобы имам Малик (р.а.) выносил исламские вердикты независимо, и он всегда отказывался от предложений возглавить какой-либо правительственный пост.
Имам Малик (р.а.) всегда искренне и честно давал советы правителям своего времени и никогда не искажал исламские постановления в угоду власть имущим. Из-за подобной приверженности ученого правитель Медины однажды арестовал и подверг имама Малика (р.а.) публичной порке за то, что тот вынес решение, противоречащее мнению правящего халифа Аль-Мансура.
Когда халиф узнал об этом, он прогнал правителя и извинился перед имамом Маликом (р.а.). Халиф Аль-Мансур предложил поместить книгу имама Малика (р.а.) «Аль-Муватта» в Священную Каабу, и чтобы всей мусульманской умме было предписано следовать ее постановлениям. Однако имам Малик (р.а.) такое предложение халифа отклонил.
Имам Малик скончался в 179 году хиджры (795 год нашей эры), в возрасте 87 лет. Известие о смерти знаменитого исламского ученого погрузило всю мусульманскую умму в пучину великого горя. Когда сообщение о его кончине достигло имама Суфьяна ибн Уейна (р.а.), он с тяжелым сердцем заявил, что второго такого человека, как имам Малик (р.а.), на земле не найти.
Автор: Алсу Имамиева