• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Знакомство с иранскими татарами состоялось

Время чтения: 7 мин
9704

Недавно в Казань из Ирана вернулась экспедиция Академии наук Татарстана, целью которой было начать изучение татарских поселений в ИРИ. Один из участников экспедиции, историк, иранист, переводчик, кандидат исторических наук Исмагил Гибадуллин поделился с читателями Islam-today.ru результатами этой уникальной поездки.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей экспедиции.

- Экспедиция была организована Академией наук Республики Татарстан с целью этнографического изучения татарских поселений в иранской провинции Голестан. В состав экспедиции вошли сотрудники ИЯЛИ АН РТ, в том числе директор института Ким Миннулин, ученый секретарь ИЯЛИ Ильгам Гумеров, заведующая отделом искусствоведения ИЯЛИ Рауза Султанова, начальник международного отдела АН РТ Булат Ринатович Ногманов, а также переводчик Валерий Долгунов.

В 2010 г. я случайно увидел на карте провинции Голестан населенный пункт под названием Татар. В январе 2011 г. мне удалось посетить это село и пообщаться с жителями, о чем мною была написана статья «Затерявшийся след иранских татар».  Данная публикация вызвала определенный отклик и у руководства нашей республики, в связи с чем и родилась идея дальнейшего изучения татарских населенных пунктов в этой провинции, которая благодаря личному содействию президента АН РТ Ахмета Мазгарова обрела формат полноценной научной экспедиции.

- Почему в качестве объекта исследований была выбрана именно провинция Голестан и в каких населенных пунктах вам удалось побывать?

- Эта провинция расположена в северной части Ирана, примыкает к Каспийскому морю и граничит с Туркменистаном. В географическом, природно-климатическом и этнокультурном отношении она представляет собой весьма уникальный регион страны. В отличии от большей части территории страны, обладающей горным рельефом и засушливым климатом, Голестан отличается равнинной территорией с влажным, почти тропическим климатом, окаймленной с юга и востока горными системами Иранского нагорья. Эти земли всегда были благоприятными для земледелия и привлекали к себе множество переселенцев из других районов. В этой провинции с давних пор проживают представители разных народов – персы, туркмены, азербайджанцы, казахи, курды, белуджи, систанцы, пуштуны и др.

Таким образом, провинция обладает достаточно пестрым этническим составом, однако ее специфику определяет присутствие тюркского компонента и наличие многочисленной суннитской общины. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в этой части Ирана мы обнаружили следы присутствия татар.

Мы посетили центр провинции Горган – город с очень древней историей, который раньше назывался Астрабад. Также в рамках данной экспедиции мы побывали в портовом городе Бандар-Торкаман, расположенном на каспийском побережье, в западной части провинции, и в небольшом городе Гомбад-е Кабус, находящемся уже в 70 км к востоку от Горгана и известном в прошлом под названием Джурджан. Именно в окрестностях этих двух городов мы изучили населенные пункты, имеющие компактное татарское население.

- Что же представляют собой иранские татары?

- Пока на этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Во время первой попытки узнать об этом в провинции Голестан в 2011 г. я не ожидал найти там татар, и мое внимание больше привлекала топонимика и связанный с ней пласт исторической информации. На территории Ирана я обнаружил около двух десятков различных объектов, в названии которых присутствует слово «татар» и которые раскиданы по десяти провинциям Ирана от Хузестана, Курдистана, Азербайджана на западе до Хорасана на востоке. Это в основном небольшие населенные пункты, но также имеются и курганы, внесенные в список объектов национального наследия Ирана. Изучение данной топонимики в Иране представляет собой отдельное направления для исследований и, вероятно, таит в себе не меньше интересных сюрпризов.

В ходе прошедшей в декабре 2013 г. экспедиции было установлено, что наличие татарского компонента в провинции Голестан не ограничивается географическими названиями. В провинции имеются компактные группы населения, ассоциирующие себя с татарами. Предварительно можно утверждать, что еще около одного-двух столетий назад эти татары были самостоятельной тюркоязычной этнической группой, включенной в родоплеменную структуру туркменского народа и подвергавшейся культурной ассимиляции со стороны туркмен. Сегодня они практически не отделяют себя от туркменского населения.

Можно выделить два ареала расселения татар в Голестане. Западная часть проживает в селах Гомишан (Гюмюш-Депе), Каракиле, Хадже-Нафас (Годжа-Непес), Чапаклы, расположенных в окрестностях города Бандар-Торкаман. Общее их количество достигает нескольких сотен. Только в Каракиле они образуют большинство населения, в то время как в других населенных пунктах они живут с туркменами, но селятся отдельными кварталами. Эта группа татар в наибольшей мере сохранила идентичность и сознательно отделяет себя от туркменского этноса, настаивая на отдельном от них происхождении. Говоря об их происхождении, можно предположить, что они являются осколками тюрко-татарского этноса золотоордынского периода и некоторое время проживали в Средней Азии, о чем свидетельствуют их народные предания. Однако в их среде имеется небольшая группа, которая является относительно недавними выходцами из Средней Азии, переселившимися оттуда в первой половине XX века и получившими название «нугай татарлары».

Как известно, в Средней Азии «нугаями» называли именно поволжских татар. С представителем этой группы нам удалось познакомиться. Его зовут Ураз-Мухамет Магфури, он выпускник Университета Медины и сотруднико Университета Азад города Бандар-Торкаман, принадлежит к династии татарских ишанов родом из села Байряка Ютазинского района Республики Татарстан. В беседе с членом экспедиционной группы Ильгамом Гумеровым он рассказал, что его предки переселились в Иран в 1929 г. из Хивы. Имея доступ к татарским мусульманским источникам XIX в., Гумерову быстро удалось выяснить всю родословную нашего иранского соотечественника. Мы надеемся, что в ближайшем будущем удастся организовать его приезд в Татарстан для посещения деревни его предков. Думается, что данный сюжет был бы весьма интересен и для СМИ.

Другая группа татар проживает в трех населенных пунктах – Нижний Татар, Верхний Татар, Татар-Байджык и Карасу, расположенных к югу от Гомбад-е Кабуса. Эта группа в целом более многочисленна, но в их жизни татарская идентичность играет не очень заметную роль. Однако даже первичное знакомство с материалом, собранным в провинции Голестан, показало, что более вероятной является версия золотоордынского происхождения проживающей там группы татар.

- Какую роль в жизни иранских татар играет ислам?

-Иранские татары в основной массе являются глубоко верующими людьми, твердо придерживаются всех исламских религиозных норм. Они придерживаются ханафитского мазхаба, а также духовных практик кадирийского и накшбандийского тарикатов. Примечательно, что татары занимают видное место в религиозной элите провинции. Например, муфтием Бандар-Торкамана является Хаджи Давуд Ахунд Татар из татарского села Каракиле. С именами татарских мусульманских деятелей связано несколько медресе на территории провинции. Как рассказали нам местные аксакалы, авторитет татар во многом подкреплялся тем, что среди туркменского населения имели хождение книги и Кораны, изданные литографическим способом в Казани.

- Что иранские татары знают о Татарстане?

- О существовании Татарстана они узнали по передачам и новостным выпускам иранского телевидения уже после распада СССР, когда наша республика стала заметной на международной арене. Они проявляют живой интерес к наличию у них сородичей в далекой России, однако практически ничего о нас не знают. Думаю, что это досадное недоразумение обязательно должно быть исправлено. Представители иранских татар должны принимать участие в деятельности Всемирного конгресса татар, регулярно посещать нашу республику в рамках общих проектов и обмена делегациями с Исламской Республикой Иран. Как мы знаем, наличие татарской диаспоры в Турции весьма способствовало укреплению отношений между Татарстаном и этой страной. Иранские татары могут стать тем самым элементом, который позволит придать развитию отношений между Татарстаном и Ираном совершенно новое измерение. В свою очередь, я как представитель научной общественности готов приложить все усилия, чтобы исследования в этом направлении продолжались.

Наши иранские коллеги также готовы оказывать нам всяческое содействие в реализации этих проектов на совместной основе. Так ректор Университета Гомбад-е Кабус Али Саттариян заявил, что их университет, имеющий опыт в сфере изучения генофонда различных этнических групп провинции, может помочь Татарстану в проведении исследования с целью выявления древних генетических связей между поволжскими татарами и татарским населением Голестана. Также в ходе встреч руководство указанного университета и других вузов провинции высказывало соображения о необходимости развития научного обмена с вузами Татарстана, от которого ожидается деятельное участие в культурной жизни иранских татар. Профессор университета Азад в Бандар-Торкамане и главный редактор туркменского журнала «Парагы» доктор Аразмухамат Сарлы даже заявил о необходимости преподавания татарского языка в их вузе.

Беседовала Нурия Гибадуллина

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle