Тунис - успешная модель «арабской весны»?
За три года с того момента, как бывший президент Зин аль-Абидин Бен Али бежал из Туниса, создается впечатление, что страна добилась больше, чем остальные государства, пережившие события «арабской весны».
Новая конституция, принятая 26 января 2013 года, и политические сдвиги в сторону демократизации в Тунисе резко контрастируют со сложным постреволюционным переходным процессом в остальных государствах Ближнего Востока, которые до сих пор испытывают серьезные трудности.
Сегодня Тунис движется к завершению переходного процесса, который начался с правления умеренной партии политического ислама «Ан-Нахда», победившей на первых свободных выборах (23 октября 2011 года). Следование правящей партией «Ан-Нахда» за идеей создания исламского государства, основанного на законах шариата, привело к активации оппозиционных настроений и возобновлению протестов, что открыло двери новому политическому кризису в 2013 году. Политическая ситуация усугубилась после убийств двух оппозиционных депутатов (Шокри Белаид, Мухаммед Брахми), в которых обвинили последователей радикального ислама.
«Ан-Нахда», обвиненная в том, что ее политика привела к росту социальной напряженности, ухудшению экономической ситуации, угрозе терроризма, после нескольких месяцев протестов и застоя заявила о готовности к компромиссу. Было достигнуто решение о формировании нового временного правительства из беспартийных министров.
В результате переговоров, проходивших в декабре 2013 года между различными политическими партиями страны, министр промышленности Мехди Джомаа был выбран в качестве нового премьер-министра страны. Мехди Джомаа сформировал и возглавил новое временное правительство, призванное осуществлять подготовку страны к проведению президентских и парламентских выборов, которые запланированы на 2014 год.
Тем временем 26 января 2014 большинством положительных голосов депутатов парламента была принята новая конституция Туниса, которая оказалась самой прогрессивной в арабском регионе. Согласно новому основному закону, ислам не упоминается в качестве источника права, хотя признается как религия страны. Гарантируются свобода вероисповедания и совести, а мужчины и женщины были уравнены в правах. Новая конституция стала революционной для региона, что означает наличие благоприятной почвы для развития демократии в Тунисе.
Несмотря на успехи в области политики, нерешенными остаются проблемы в экономической сфере. В 2012 году прирост ВВП страны составил 3,3 %. Этого недостаточно для преодоления главных проблем: безработицы (16,5% в 2013 году и особенно среди молодежи), дефицита текущего счета и бюджета, высокой инфляции (6,5 %) и региональных различий.
Правительство Туниса надеется на оживление сектора туризма, высокую урожайность сельскохозяйственного сезона, увеличение прямых иностранных инвестиций и расширение добычи углеводородов и фосфора в качестве основных стимуляторов экономического роста. Однако несмотря на то, что прирост ВВП Туниса в 2014 году оценивается в 4,6 % , уровень крайней бедности останется высоким из-за роста внутренних и государственных расходов страны.
Для того, чтобы Тунис мог следовать по демократическому пути развития, власти страны должны улучшить качество жизни населения. Рост налогов и цен на продовольствие, слабая инфраструктура и система здравоохранения, высокий уровень безработицы, дефицит бюджета и коррупция – все эти проблемы являются причиной народных протестов и волнений, которые нередки и по сей день.
Лейсан Тимергалиева
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой коментарий.