Сирия. Гуманитарный расчет
Сирийский конфликт длится уже больше времени, чем Великая Отечественная война. Станет ли нынешний год переломным в поисках мирного урегулирования? События самого последнего времени – венские переговоры, активизация внутрисирийского диалога, сближение позиций великих держав по вопросам политического транзита – дают основания для осторожного оптимизма. Однако даже самые убежденные оптимисты не могут не признать – политическое урегулирование в Сирии и вокруг нее едва ли завершится в 2016 г.; оно потребует многолетних упорных и последовательных усилий.
Между тем гуманитарные аспекты сирийского конфликта не терпят отлагательства. Гражданские войны отличаются особой ожесточенностью и бескомпромиссностью; в войнах такого рода грань между вооруженными формированиями и гражданским населением становится условной, а нередко и вовсе неразличимой. Счет гражданских жертв сирийского конфликта идет на сотни тысяч жизней. Не менее полумиллиона сирийцев сегодня живут в условиях осажденной крепости – и не в каком-то переносном, а в самом буквальном смысле слова. Уже в наступившем году были зафиксированы случаи массового голода в городах Мадайя, Кефрайя и Фуа.
Совет Безопасности ООН неоднократно принимал резолюции, призывающие к предотвращению гуманитарной катастрофы в Сирии. В последнем таком документе, единогласно одобренном в декабре прошлого года, СБ еще призвал стороны конфликта «незамедлительно предоставить гуманитарным организациям оперативный, безопасный и беспрепятственный доступ на всей территории Сирии по самым прямым маршрутам» и обеспечить возможность для доставок всем нуждающимся людям. К сожалению, эти призывы во многих случаях остаются только призывами. И как следствие, за годы войны поток беженцев из Сирии составил более 4,5 млн человек, и нет никаких оснований полагать, что в обозримом будущем этот поток будет обращен вспять.
Несправедливо обвинять российское руководство в игнорировании гуманитарного измерения сирийского конфликта, как это часто делают на Западе. Москва вносит свой вклад в работу Международного Комитета Красного Креста, Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, Программы развития ООН и других международных организаций. Министерство по чрезвычайным ситуациям выполнило десятки полетов в Сирию и в соседние Ливан и Иорданию, доставив более 600 т гуманитарных грузов. Только в прошлом году Россия предоставила Сирии 100 000 т пшеницы.
Тем не менее гражданское население по-прежнему остается главной жертвой сирийского конфликта. Военное вовлечение внешних сил в конфликт еще больше осложняет проблему: стороны обвиняют друг друга в авиаударах по мирным жителям, гуманитарные проблемы оказываются полем пропагандистской войны, а оказание оперативной гуманитарной помощи нуждающимся становится технически все более сложным и даже рискованным делом.
Распад социальной и экономической инфраструктуры страны, продолжающаяся фрагментация противостоящих друг другу группировок, превращение постоянной борьбы за выживание в норму существования для миллионов сирийцев – все это подрывает надежды на возрождение сирийской государственности в какой бы то ни было форме. И одновременно укрепляет позиции самых радикальных, экстремистских сил, готовых воевать за Сирию «до последнего сирийца». Гуманитарное измерение сирийского конфликта должно стать приоритетной проблемой для всех, кто стремится к разрешению кризиса, – этого требуют не только элементарные морально-этические соображения, но и трезвый политический расчет.
В четверг в Лондон на конференцию доноров по Сирии прибудут мировые лидеры, представители частного сектора, гражданского общества и банков развития, чтобы начать сбор средств для гуманитарной помощи Сирии. Российское участие в конференции может стать поворотным пунктом в планировании долгосрочных скоординированных многосторонних действий по преодолению гуманитарного кризиса в Сирии и окружающих ее странах. Не менее важно участие в лондонской встрече высокопоставленных представителей Китая и Ирана.
Дело, конечно, не должно обернуться выделением очередных миллиардов на амбициозные проекты с непрозрачной бухгалтерией и сомнительной эффективностью. Масштабы и глубина сирийского кризиса требуют принципиально новых социальных технологий, инновационных форматов частно-государственных партнерств, качественного уровня координации усилий между донорами, операторами и реципиентами помощи. Если сегодня Сирия, к несчастью, оказалась идеальным полигоном для испытаний многих новых систем вооружений, отработки проведения боевых операций различного масштаба и сложности, то завтра она могла бы стать идеальным полигоном для отработки механизмов осуществления сложных международных проектов постконфликтного восстановления и развития.
Успех международного сообщества в возрождении Сирии, если его все-таки удастся добиться, был бы крайне актуален и для других конфликтных ситуаций. И даже для целых регионов. В частности, долгосрочная программа гуманитарного и социально-экономического развития необходима для всего Ближнего Востока. Такая программа должна предусматривать сокращение существующей зависимости региона от экспорта энергии, масштабные инвестиции в социальную инфраструктуру, создание новых возможностей для малого и среднего бизнеса, содействие инновациям и раскрытие потенциала гражданского общества. Без реализации новой стратегии развития регион почти неизбежно войдет в исторически длительную полосу системных кризисов, порождающих многочисленные проблемы и вызовы для всего мира, включая и Россию.
Андрей Кортунов, К.и.н., генеральный директор и член Президиума РСМД, член РСМД