Сирийский кризис: разделение и Запад - 2
«Скрытые от радара» операции включают в себя вооружение и консультирование оппозиции, финансовую поддержку, которую осуществляет Саудовская Аравия посредством выплаты жалования повстанцам, и еще множество секретных операций как, например, обеспечении оппозиционных сил разведданными, проведение акций саботажа и поощрение дезертирства в рядах вооруженных сил режима.
Помимо этого полевые офицеры ЦРУ в южной Турции изо всех сил стараются, чтобы саудовское и катарское оружие попало в руки «правильных» повстанцев минуя международные ячейки джхадистов, которые и так проводят значительное количество вылазок в Сирию.
Также в планах Запада ведение кибер-войн против режима с использованием разработанного американо-израильскими спец.службами разрушительного вируса «флейм», который ранее вывел из строя компьютерные системы используемые Ираном в ядерной программе.
Тем временем в регионе набирает обороты широкомасштабная дезинтеграция, что, по мнению некоторых экспертов, на руку Западу. Сильные государства, препятствующие стратегическому доступу Запада к нефтяным залежам не совсем желательны. Иран и асадовская Сирия подпадают под эту категорию, так же как когда-то подпадала Ливия полковника Каддафи. Под французским мандатом (1921-1936 гг.) Сирия была разделена на шесть штатов по этническому и религиозному признаку. Принцип «разделяй и властвуй» хорошо понятен в колониальную эпоху, с другой стороны он также является ключевым пунктом в так называемом «Плане Бернарда Льюса», предложенным легендарным историком и экспертом по Ближнему Востоку, как ответ Исламской революции в Иране в 1979 г. Когда был потерян ключевой союзник в регионе, иранский шах, Льюс предложил США скрытую внешнюю политику, которая должна была активно поддерживать группы меньшинств в их борьбе за национальные автономии, чтобы разделить Ближний восток на маленькие конфликтующие мини-государства.
После того как французский мандат подошел к концу, сирийский народ, отклонив идею федерализма, предпочел унитарное плюралистичное светское государство, которое гарантировало бы права всех составляющих его меньшинств. Сегодня сирийский народ снова на грани раздела.
Курды на севере Сирии воспользовались текущими беспорядками для установления контроля над пятью провинциями и теперь хотят создать курдскую автономию подобно своим иракским братьям. В то же время ходят разговоры о создании отдельного государства алавитов. «Этнические чистки» в Хомсе и Алеппо рассматриваются как часть этого процесса. Три суннитских провинции также требуют независимости.
Это только часть регионального тренда. Ирак, с прогрессирующим на севере страны курдским государством, шиитами на юге и суннитами на западе и северо-западе де-факто пережил территориальный раздел. В Ливии также восточная часть страны объявила о своей автономии.
Наряду с военными силами, назначенными Асадом для подавления восстания, и общей атмосферой противостояния религиозных течений, недоверия и страха, появились организации и силы ополчения, с узкими и местечковыми повестками. Вспыхнувшая при практически аналогичных условиях гражданская война в Ливане продлилась 15 лет. В то время, как население Ливана насчитывает 5 млн чел., а в Сирии проживает 23 млн, гражданская война в Сирии способна превратиться в кошмар длиною в несколько десятилетий.
В Турции и Иране наблюдается подобная напряженность между суннитами, шиитами, курдами и другими национальными меньшинствами. Опасность превращения сирийского кризиса в международный конфликт, как результат конфронтации между режимом Асада с Ираном, Хезболлой и Ираком с одной стороны и повстанцами с Саудовской Аравией, Турцией и другими суннитскими государствами с другой, становится реальной. Также постепенно возрастает угроза экспорта гражданского конфликта между религиозными течениями в другие государства.
Не стану утверждать, что Запад провоцирует взятый в Сирии и Ливии курс на разделение, как и ставшую этому причиной напряженность. Прискорбно, что это делают сами народы в регионе.
Газета Стар