Хадж: традиции гостеприимства
Ежегодно совершаемый обряд паломничества мусульман – хадж, собирающий верующих со всех концов нашей планеты, является на сегодняшний день пожалуй самым массовым религиозным мероприятием во всем мире. С появлением современных транспортных средств, многократно ускорилось как время совершения самого хаджа, так и возросло количество самих его участников. Но история же самого паломничества к Священной Каабе насчитывает не одну сотню и даже тысячу лет.
Доисламский период
Как известно храм Каабы был объектом поклонения задолго до пророчеств посланника Всевышнего Мухаммеда (мир ему и благословение). Первое жилье на территории современной Мекки строилось вокруг самой Каабы. Даже в те времена, местные жители осознавали свое особое положение «принимающей» стороны, и все вытекающие отсюда для них почетные обязанности по организации приюта для паломников. В частности, интересно отметить такой факт, что в домах местных жителей в те времена отсутствовали двери – как символ того, что они всегда открыты для приема паломников, поэтому они могут беспрепятственно пользоваться гостеприимством его хозяев. Следует добавить, что данная традиция была ярким примером арабского приветствия «ахлан ва сахлан» (в пер. «добро пожаловать»).
Власти Мекки в лице влиятельного клана Курайш, распределяли среди местных племен обязанности по вооруженной охране паломников (защита от нападения враждебных племен и просто «лихих людей»), а также по обеспечению их продовольствием и водой. Ничто не должно было потревожить паломников, ежегодно посещающих святыню.
Самая почетная обязанность по хранению ключей от Каабы с момента возвращения первых мусульман из хиджры, уже долгие столетия принадлежит семейству Бани Шейба. А обязанность по обеспечению жизненно важной и весьма редкой в этих краях живительной влаги закреплено за родом Бану Хашим ибн Абд Манаф. В те стародавние времена это было крайне непростой задачей, учитывая что воду приходилось брать в колодцах расположенных вокруг Мекки, затем необходимо было загрузив ими бурдюки, доставить их на «кораблях пустыни» к самой Каабе
Первым из тех, кто занимался обеспечением пропитания для паломников был Кусай ибн Килаб. Он был первым, на кого была возложена обязанность обеспечить паломников едой за счет пожертвований состоятельных курайшитов.
Позднее эта обязанность перешла к другим кланам, это в частности Бану Науфаль и Бану Хашим.
Абду аль-Мутталибу – деду пророка Мухаммеда (мир ему и благословение) - выпала тяжелая обязанность по обеспечению пропитания паломников, именно в те времена, когда окрестности Мекки поразила сильнейшая засуха. Как гласит легенда, Абд аль-Мутталибу увидел провидческий сон, благодаря которому он вместе со своим сыном Аль-Харисом отыскал легендарный священный источник Замзам. Это позволило своевременно обеспечить водой всех паломников прямо около самой Каабы. С появлением большой исламской уммы, роль источника Замзам возросла еще больше, и сегодня он является пожалуй второй святыней Мекки, после собственно самой Каабы.
Исламский период
После начала проповеднической деятельности посланника Всевышнего пророка Мухаммеда (мир ему и благословение), поток паломников в Мекку значительно возрос, При этом они нередко оставались здесь на постоянном местожительстве. Таких людей называли «муджавирун» (что значит «живущие по соседству»). Учитывая, что мест в самой долине всем не хватало, они вынужденно строили свои жилища на склонах холмов, которые в сезон дождей часто смывало.
Как правило дома мекканцев того времени были не более 2 этажей в высоту. Так известный путешественник X века аль-Макдиси так описывает эти жилища:
«Построены они из гладкого черного и белого камня, но верхняя часть из гладкого беленого тиса (то есть дерева), в несколько этажей».
Сегодня, как и в стародавние времена, в традиционных мекканских домах продолжают принимать у себя паломников. В древности это было вызвано в том числе и тем, что первоначально в священной Мекке не строилось гостиниц. Поэтому во время хаджа местные жители давали паломникам приют у себя дома. Отсюда и пошло незыблемое правило - при строительстве своего дома мекканцы всегда учитывали, что он будет жилищем не только для них, но и послужит временным пристанищем для хаджиев (т.е.) паломников.
Перестройка мечети «Масджид аль-Харам»
Первые попытки перестроить Масджид аль-Харам («Запретная мечеть») для увеличения ее площади начались еще при праведном халифе Умаре ибн Аль-Хаттабе. И как часто бывает, это был во многом вынужденный шаг, когда после очередного наводнения пострадала Кааба и место захоронения пророка Ибрагима (мир ему).
Другой халиф Усман ибн Аффан выкупив дома поблизости от «Запретной мечети» еще больше расширил ее. При нем же была построена специальная галерея, для защиты паломников от палящего солнца.
После пожара в Каабе, она была отстроена по своим первоначальным размерам. Благодаря этому на уровне земли у нее появился вход и выход.
При халифе аль-Васике были установлены фонарные столбы из меди, чтобы облегчить паломникам совершение обряда таваф в ночное время суток.
Помощь паломникам
Паломники собирались в главных городах Сирии, Ирака и Египта, затем сгруппировавшись в большие караваны (численность которых достигала порой нескольких десятков тысяч чел.) держали вместе путь в Мекку. Лиц отвечавших за безопасность паломников называли – «амир аль-хадж». Помимо обеспечения безопасности, в их обязанности также входило забота о снабжении путников пропитанием во время пути.
По распоряжению халифа Харуна аль-Рашида (766-809), покровительствовавшего наукам и прослывший справедливейшим государственным руководителем, на крыше «Запретной мечети» для почтенных ученых-мужей был построен специальный навес от солнца.
По предложению его жены Зубайды бинт Джафар в 780 году была построена новая дорога соединявшая г. Куфу с Меккой. Ее длина составила более 1,5 тыс. км. Эта дорога, названная в честь ее основательницы «Дарб Зубайда», стала одной из самых первых, отстроенных именно для нужд все возрастающего числа хаджиев. Также по распоряжению этой почтенной женщины вдоль этой дороги было построено с нуля девять новых постоялых дворов. В итоге на этом маршруте в общей сложности было оборудовано 54 подобных баз для отдыха паломников, где они помимо пополнения сил и своего провианта могли совершить все полагающиеся религиозные обряды.
На отдельном участке маршрута паломников, тогда же были вырыты колодцы и отходящие от них каналы, чтобы хаджии могли бесплатно запастись водой и помыть себя, что в условиях жаркой пустыни порой превращается в большую проблему. Ряд этих сооружений сохранились и по сей день, стоимость этих работ обошлась в огромную по тем временам сумму - 54 млн. дирхемов. Андалусский путешественник Ибн Джубайр (XII в.), следовавший в Мекку писал о них:
«Люди радовались изобилию и выливали всю имевшуюся у них воду, взамен набирая свежую. Паломники наслаждались купанием, попутно стирая свои вещи».
Сегодня процесс организации хаджа для миллионов паломников превратилось в еще более сложную систему, в число задач которой входит не только обеспечение верующих мусульман пропитанием и временным жильем. Технический прогресс вносит свои коррективы к современным требованиям казалось бы такого традиционного религиозного обряда как паломничество. Но как мы видим, традиция гостеприимства по отношению к верующим совершающим паломничество к Священной Каабе, имеет свои давние корни. Изменились лишь форма, но основное составляющее – помощь своему ближнему осталась неизменной.
Ильнар Гарифуллин