Музеи мира: дверь в необъятный мир исламского искусства
Что такое ислам, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите о мусульманах? К сожалению, в свете трагических событий последних лет эти ассоциации носят всё более негативный характер. В этом есть определённая «заслуга» террористических организаций, которые, стоит ещё раз подчеркнуть, не имеют ни нации, ни религии.
Всё чаще в СМИ мы встречаем рядом с «исламом» упоминания о негативных фактах, становимся свидетелями повсеместного очернения исламской религии и того бесценного вклада, который мусульманская цивилизация внесла и продолжает вносить по сей день в различные сферы общества.
Но ведь ислам – это красота, простота, мудрость и любовь Всевышнего. Это то, что оберегает и охраняет от зла и бедствий, ведёт верным путём к довольству Создателя. Ислам включает в себя, пожалуй, все сферы жизнедеятельности общества – культуру, образование, взаимоотношения с другими людьми, спорт, экономику, здоровье и многое другое. Каждая область нашей с вами обычной жизни несёт в себе мудрость Аллаха, но сегодня давайте с вами остановимся на искусстве, ведь именно оно отражает такую палитру многовековой культуры.
Именно исламское искусство на сегодняшний день является самым эффективным и доступным способом познакомить всю мировую общественность с культурой мусульманской цивилизации, погрузить во многовековую историю существования учения пророка Мухаммада (с.а.с.), несущего в своей основе мир, согласие, принятие и изучение культурного и исторического многообразия мира.
Мы предлагаем сегодня совершить виртуальную прогулку по музеям, которые приоткрывают дверь в необъятный мир исламского искусства.
Берлинский музей исламского искусства был основан немецким искусствоведом Вильгельмом фон Боде в 1904 году. Он является частью Пергамского музея, расположенного на Музейном острове в центре столицы Германии. Формирование местной исламской коллекции началось после того, как османский султан Абдул-Хамид II преподнёс в подарок германскому императору Вильгельму II коллекцию древних ковров и фриз дворца в Мшатте.
Попытка фон Боде создать уникальный музей, в котором были бы собраны произведения мастеров со всего мусульманского мира, натолкнулась на жестокое противодействие консерваторов. В начале ХХ века в Европе всё ещё было недостаточно информации о древней и самобытной культуре исламских стран.
Длительная просветительская работа и настойчивость понадобились для того, чтобы преодолеть предубеждения, открыв для посетителей неизвестную им ранее цивилизацию.
Уже самый первый экспонат будущего музея – фриз недостроенного дворца халифа аль-Валида II ибн Язида – оказался настоящим шедевром раннего исламского искусства. Руины дворца халифа были обнаружены в 30 км к югу от нынешней столицы Иордании Аммана в 1840 году. Дворец строился в годы правления одного из последних халифов династии Омейядов аль-Валида II в 743-744 гг. Вероятно, халиф хотел построить свою резиденцию в виде великолепного замка, вдали от беспокойной столицы — Дамаска, где постоянно происходили политические волнения.
Осуществить замысел аль-Валиду так и не удалось. Он был убит в апреле 744 года. После смерти халифа строительство дворца так и не было закончено. А спустя некоторое время он и во все был разрушен землетрясением. После этого руины сооружения были занесены песком и лишь в середине XIX столетия частично раскопаны исследователями.
Берлинский музей исламского искусства имеет в своём распоряжении экспонаты, которые охватывают все регионы и исторические периоды. Здесь представлены редчайшие экспонаты из Аль-Андалуса, Марокко, Египта, Сирии, Ирака, Персии, Афганистана, Индии и Узбекистана. Одним из самых удивительных произведений в музее является комната из Алеппо. Она была сделана сирийскими мастерами под руководством Халаба Шаха ибн Исы в начале XVII века по заказу богатого христианского купца из города Алеппо.
Комната сделана из деревянных панелей, покрытых многоцветной росписью и цветными металлами. Темы росписей основаны на традициях исламской книжной иллюстрации, состоящей из цветочных и геометрических композиций, выполненных в османском стиле.
Музей исламского искусства в Каире является одним из самых больших в мире. Здесь сосредоточена уникальная коллекция деревянных артефактов, керамических, стеклянных, хрустальных и текстильных предметов со всего мусульманского мира. На протяжении многих лет музей выставлял около 2500 артефактов в 25 галереях, несмотря на то, что в музее более 102 000 экспонатов. Одним из самых известных экспонатов является редкий рукописный экземпляр Корана, написанный серебряной краской.
В столице Катара – Дохе – находится другой исламский музей, который имеет собственное отдельное помещение с 1980 года. Это одна из наиболее полных коллекций, которая собиралась с трёх континентов в течение 1400 лет.
Представленные экспонаты были привезены из Испании, Ирака, Ирана, Индии, Турции, Египта и Центральной Азии. Здесь есть предметы из керамики, метала, дерева, ткани, стекла, а также ювелирные изделия, которые датируются VII-XIX веками. Каждый артефакт имеет собственную историю.
Особого упоминания заслуживает Музей Ага Хана, что расположен в Торонто, Канада. Это музей исламского и, в частности, иранского искусства. Здесь собраны коллекции исламского искусства всех периодов существования мусульманской цивилизации, а также здесь представлена частная коллекция короля Ага Хана, принца и принцессы Садруддин Ага Хана и Института исламских исследований в Лондоне. Музей получил название в честь 77-летнего принца Шах-Карима аль-Хуссейни.
Музей Ага Хана одновременно является научным учреждением, в задачу которого входит коллекционирование, исследование и экспонирование произведений искусства исламских цивилизаций. Это портреты, текстиль, миниатюры, керамика, книги, рукописи и музыкальные инструменты, представляющие более десяти веков истории человечества, и географически охватывающие область от Пиренейского полуострова до Китая. До того, как экспонаты получили постоянное здание, они часто выставлялись в музеях разных стран мира.
Здесь же можно найти самый ранний известный экземпляр труда Авиценны (Ибн Сина) «Канон врачебной науки», датированный 1052 годом, страницы Голубого Корана IX-X веков. Жемчужиной постоянной коллекции стали 150 страниц иллюстрированных страниц поэмы Х века «Шахнаме» о персидских царях и героях.
По признанию самого Ага Хана, одним из его любимых экспонатов является астролябия из Испании, на медной поверхности которой выгравированы надписи на латыни, арабском и иврите – напоминание о его многофункциональном использовании среди купцов XIV века.
Интересен и исламский музей Турции, расположившийся в районе Фатих в Стамбуле, который был создан в 1524 году при дворце Ибрагима-паши. В коллекции музея – лучшие образцы каллиграфии, плитки, ковры и этнографические изображения на предметах, отражающие разнообразие и древность турецкой культуры. Здесь воссозданы и выставлены жилища мусульман разных времён.
Удивительные музеи исламского искусства и культуры есть и в Испании, которая долгое время, как мы знаем, была мусульманским государством. Гранада стала столицей мавров во время их правления на территории Испании. Пожелав воссоздать кусочек рая на земле, в XIV веке они соорудили парково-дворцовый ансамбль Альгамбра, что переводится как «красный замок».
Этот дворец – бесспорно архитектурный шедевр во всех отношениях и представляет собой музей под открытым небом. Сама композиция постройки дворца, включения в ансамбль чудесных садов и водоёмов являет собой яркий пример представления мусульман о Рае, о его вечности, которой будут вознаграждены достойные.
Альгамбру воспевали поэты, потому что её образ на фоне заснеженных гор и зелёных деревьев выглядит по-настоящему сказочным. Все здания утопают в цветах и украшены орнаментом, характерным для мавританских построек.
Комплекс огромен, и в нём можно легко заблудиться. Сам по себе этот дворец представляет отдельный город, который впоследствии был значительно расширен, а каждый правитель оставил свой неизгладимый след. К примеру, Карл V даже построил свой собственный дворец в пределах комплекса в эпоху после Насрида.
Особого упоминания заслуживает Хенералифе – знаменитый сад, состоящий из цветов, прекрасного лабиринта резных кустарников и фонтанов. От этих дворцов захватывает дух. Чрезвычайное внимание к деталям, симметрия, красивые коранические стихи и совершенное чередование открытых дворов и внутренних помещений.
На протяжении многих веков дворцы Насридов сохраняли свою особую исламскую идентичность. Несмотря на разрушение католиками многих частей Альгамбры, французские обстрелы в 1800-х годах и полное забвение в XVIII-XIX веках, дворцы Насрида остаются в значительной степени нетронутыми. Они состоят из трёх отдельных зданий, называемых Мехуар, дворцов Комареса и Дворца Львов.
Самая древняя часть Альгамбры – Алькасаба, которая представляет собой оригинальную крепость, построенную до появления дворцов и садов. Насриды использовали крепость как военную базу Королевской гвардии. Поднявшись на башни, каждая из которых выше предыдущей, можно окинуть взор и увидеть то, что когда-то видели сами султаны, - Гранаду во всей её непередаваемой красе, окружённую величественными снежными шапками Сьерра-Невады.
Говоря о ведущих музей исламского искусства и культуры, нельзя не сказать и о Музее исламской культуры, который расположился в самом центре Казани – в Казанском Кремле, на территории мечети Кул-Шариф. Открыл свои двери для посетителей он в 2006 году. Без преувеличений будет сказано, что это единственный российский музей, посвящённый истории мусульманской культуры на территории Поволжья и Приуралья.
Что касается экспозиции музея, то она знакомит своих посетителей и гостей с восприятием ислама татарским народом, с мусульманской культурой, которая стала важным фактором в формировании культуры татарской нации. Именно здесь можно узнать все тонкости возникновения и дальнейшего расцвета мусульманской цивилизации в Поволжье, проникнуться культурой ислама, начиная от времён существования Волжской Булгарии и заканчивая современностью.
Центральным и самым значимым экспонатом музея является интерактивный «Листающийся Коран», показывающий казанское издание 1803 года.
Замыкает нашу подборку один из самых молодых российских музеев, рассказывающих о культуре и красоте ислама – Петербуржский музей исламской культуры. Идея создать такой музей принадлежит двум людям – директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому и теперь уже бывшему заместителю директора Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого) Ефиму Резвану.
По задумке создателей, Музей исламской культуры должен стать не просто площадкой для выставок, а настоящим культурным центром. Одна его часть будет работать в режиме музея до 19:00, а вторая представит собой креативное пространство, что подразумевает под собой не только лекции специалистов, но и кинопоказы, и даже международные недели исламской моды.
По словам Ефима Резвана, главная цель учреждения – показать ислам с непривычной для российского рядового жителя стороны, представить широкой общественности истинный, а не ложный образ ислама.
А какой из мировых музеев исламской культуры больше всего понравился вам?
Пишите в комментариях, делитесь своими впечатлениями!
Автор: Ильмира Гафиятуллина