Лестница к двери Каабы, парящие тюбетейки и другие уникальные экспонаты исламского искусства (Фото)
Выставка исламского искусства в “Первом доме” (Биеннале исламского искусства 2023), которая проводится в Зале западных паломников в международном аэропорту имени короля Абдулазиза в Джидде, Саудовская Аравия, продолжает принимать посетителей.
В экспозицию вошли 600 артефактов из редчайших рукописей, собранных в музеях мира. Биеннале проводится на площади 100 000 квадратных метров, из которых около 70 000 квадратных метров приходится на выставочную площадь, и насчитывает 5 залов.
В дополнение к галереям, предназначенным для демонстрации предметов из Мекки Аль-Мукаррама и Аль-Мадина Аль-Мунавара, в терминале есть открытое пространство под зонтами-палатками, зал паломников, в котором также представлены произведения искусства.
Чем уникальна эта выставка? Помимо произведений искусства современных художников на ней можно увидеть редкие исторические экспонаты.
Лестница к двери Каабы
Страна происхождения – Хиджаз или Индия, дата изготовления 1240 г. хиджры/1825 г. н.э.. Лестницу часто устанавливали возле ворот Бани Шайба и Замзам. Она сделана из индийского тикового дерева. До этого хранилась в Главном управлении по делам Большой мечети и мечети Пророка ﷺ в Королевстве Саудовская Аравия.
В ее украшении преобладает османский колорит, а также индийские и хиджазские декоративные элементы. Над первой ступенью лестницы начертана фраза: «Тот, кому не хватает самого большого богатства, его слуга ар-Раджи Мухаммад просветил, в дату 1240 г. хиджры/1825 н.э.» На его левой стороне есть еще одна фраза: «Ваш слуга просветлен».
Увлекательное путешествие: что показала первая в истории Биеннале исламского искусства
Спустя почти 100 лет деятельность Дирийской биеннале объединила два экспоната подсвечника для комнаты Пророка ﷺ, в выставочном зале № 5, известном как Мадарский павильон.
Один из них хранился в Музее Бенаки (Афины), а второй в Каирском музее исламского искусства. В Каир один подсвечник попал благодаря Антонио Бенакки, известному торговцу антиквариатом и коллекционеру из Александрии. Он продал подсвечник Дому арабских древностей, название которого было изменено в 1951 году на Музей исламского искусства в Каире.
Два подсвечника были изготовлены по специальному заказу правителя Египта и Сирии Кайтбая. Этот мамлюкский султан славился своей благотворительной деятельностью. Он также известен своим обширным архитектурным покровительством.
После того, как в 1481 году в мечети Пророка ﷺ произошел пожар, султан Кайтбай отправил своих мастеров для ее реставрации.
Подсвечники для комнаты Пророка ﷺ были изготовлены из меди, черного органического материала. На горлышке каждого подсвечника есть лента-надпись о том, что подсвечник посвящен могиле Посланника ﷺ и подарен султаном Аль-Малика Аль-Ашрафа Аби Аль-Наср Кайтбаем. Время дарения – Священный месяц Рамадан 887 г. хиджры/октябрь-ноябрь 1482 г. н.э., и, возможно, это время было выбрано неслучайно.
Верхние буквы строки имеют форму, напоминающую пинцет. Этот новый стиль письма мамлюков появился в эпоху Кайтбая. Его интерес к строительству и реставрации культовых сооружений способствовал расцвету искусств.
Эти два уникальных экспоната будут радовать глаз посетителей биеннале в аэропорту Джидды до апреля этого года.