Как выглядели исторические костюмы казанских татар? (ФОТО)
Воссозданные исторические костюмы казанских татар, выполненные мастерами Татарстана из подлинных материалов XIX – начала XX веков (китайского шелка, итальянской винтажной ткани и т.д) все это можно увидеть на выставке «Татарский костюм – традиции и трансформация» в выставочном зале здания Присутственных мест Казанского Кремля. Работа выставки продлена до 25 июня.
Здесь можно увидеть и современные стилизованные коллекции дизайнеров национальных костюмов.
Костюмы дополнены антикварными деталями женских национальных украшений и изделиями, выполненными в технике «кожаная мозаика» с применением казанского шва.
Костюм, в отличие от других видов декоративно-прикладного искусства, связан с целым комплексом предметов, формирующих его ансамбль. Это одежда, обувь, головные уборы и изделия из металла - ювелирные украшения.
Определяющим элементом в костюме является одежда.
Как общенациональная форма одежды татарский костюм сложился в середине XVIII - первой половине XIX вв. и развивался в присущих ему формах до начала XX в. Его становление происходило на протяжении многих столетий, и в нем сохранялся выработанный комплекс традиционных компонентов.
Во второй половине XIX - начале XX вв. происходит становление татарского общенацио-нального костюма. Влияние европейской моды, особенно начиная с конца XIX в., развитие новых отраслей, связанных с массовым производством изделий (изготовление фабричных тканей, химические красители и др.), внесли коренные изменения в комплекс татарского костюма.
Появились новые виды одежды, и постепенно произошла трансформация клас-сического национального костюма в модернизированный общенациональный костюм буржуазной эпохи.
Его ансамбль формируют облегченные по силуэту женские платья преиму-щественно европейского кроя, более короткие, подчеркивающие фигуру камзолы, калфач-ки в форме небольших головных накладок, узорные бархатные и кожаные туфли и другие элементы, соответствующие новому стилю в моде.
В костюме исчезают головные покрывала, утяжеляющие его силуэт украшения (хасита, изю, металлические пояса и др.), более сдержанной становится цветовая гамма.
Одежда тяготеет в сторону функциональности, освобождается от многослойности, фрагментов золотого шитья, аппликации и другого ру-коворного декора. В ней нивелируются этнические, социальные и возрастные различия.
Роль национальных стереотипов в костюме продолжают выполнять головные уборы (кал-фак, такыя-калфак, тюбетейка), обувь (кожаные мозаичные ичиги и туфли), ювелирные украшения (серьги, браслеты, ожерелья и др.). Традиционный татарский национальный костюм практически исчезает в 1920-1930-е гг.
Отдельные реминисценции его сохраняются в народной среде, особенно в сельской одежде, в крое платьев и жилетов (по типу камзола), способе ношения головных платков, характерных цветосочетаниях и популяр-ности национальных ювелирных украшений.
Традиционный татарский костюм можно увидеть сегодня на театральной сцене, в поста-новках фольклорно-музыкальных коллективов. Костюм как вид профессионального искусства в настоящее время развивается в форме моделирования современной одежды и создается в уникальных и серийных образцах, разрабатываемых художниками-модельерами. В нем выявляются две основные тенденции.
Одна - развитие национальных классических форм одежды, будь это народные или исторические традиции, другая - авангардный стиль, рожденный новейшими течениями моды. Нередко художники создают символико-ассоциативный образ татарского костюма, предлагая вольную авторскую интерпретацию его национальных форм.
В последнее время дизайнеры в моделировании татарского костюма вдохновляются и стилизуют репрезентативные формы одежды средневековой татарской элиты - шлемовидные и высокие конусовидные головные уборы, декорированную золотым шитьем и кожаной мозаикой обувь, удлиненные камзолы, распашные халаты, мягкие шаровары; используют в ансамбле костюма старинные украшения и аксессуары (пояса, сумочки - «янчык» и др.).
Ими создаются яркие современные образцы татарского костюма, которые акту. альны как в стиле прет-а-порте, так и на подиумах высокой моды.
Самобытность и уникальность облика татарского костюма все чаще получают признание на престижных показах моды как в России, так и за рубежом.
Сегодня дизайнеры одежды Республики Татарстан проводят большую работу по созданию реплик костюмов, деталей и украшений, которые выставлялись в Национальном музее Республики Татарстан и на многих международных, межрегиональных, всероссий-ских выставках, fashion-показах.
Мастерами создаются современные образцы, в которых возрождаются особенности татарского костюма XVIII-XIX столетий. Такой глубинный подход позволяет реконструировать старинные прообразы татарской традиционной одежды.
Напомним, что выставка приурочена к 1100-летию принятия ислама народами Волжской Булгарии и Году культурного наследия народов России.
Автор: Islam Today