История татарской общины Шанхая (Фото)
Известно, что татарские купцы приезжали в Шанхай еще во времена Российской империи, однако массовое переселение татар в город началось после революции 1917 года.
В 1922 году татары, воевавшие на стороне Белой армии, были вынуждены бежать из России в Китай, часть из них обосновалась в Шанхае.
В основном это были военные, прибывшие в Шанхай в составе частей под командованием генерала Фаддея Львовича Глебова.
Некоторые из татар устроились на работу, но абсолютное большинство занялось своим собственным делом – преимущественно торговлей тканями.
В 1920-х года Шанхай был самым большим портовым городом и центром торговли на Дальнем Востоке. Шанхай населяло более 3 миллионов человек, город находился под контролем колониальных стран и был поделен на три самоуправляемые территории: Китай-город, интернациональное поселение и французскую концессию.
Татары в основном компактно жили на территории французской концессии и имели тесные связи с жившими там русскими эмигрантами.
В 1925 году татары Шанхая создали свое общество, которое возглавил имам Мадьяр Шамгуни. В среднем община состояла из 50-60 человек, но в некоторые годы из-за новых миграций их число доходило до 100.
Татарская община располагалась в отдельном арендованном здании и существовала за счет членских взносов. Она возложила на себя ряд важных обязанностей: помощь малоимущим соотечественникам, помощь безработным в поиске работы, проведение обряда бракосочетания, организация похорон умерших согласно мусульманским традициям.
В 1930 году в здании общины для ее членов была организована национальная библиотека. Из-за малого числа людей татарам Шанхая не удалось построить свою мечеть. Пятничные и праздничные намазы совершались в основном в пакистанской мечети города.
Для сохранения языка и культуры в здании общины в 1935 году стала работать национальная школа. Обязанности обучения и воспитания татарских детей на себя взяла Мадина Салихмет (Салиахмет). В 1936 году общину возглавил Кашшаф Салихмет (Салиахмет), что привело к бурному расцвету деятельности общины.
Община стала организовывать театральные постановки и концерты. Из-за небольшой вместимости здания общины для проведения национальных вечеров приходилось арендовать большие помещения.
Имам Мадьяр Шамгуни сделал очень многое для сплочения татарской общины Шанхая. Однако в последующем он уехал в Японию (в 1928 году), где стал имамом татарской общины города Кобе.
После его отъезда обязанности имама выполняли Авхади Джамалетдин, бывший военный имам, и татарский поэт Шахвали Килевли-Ильдери, который одновременно являлся секретарем общества.
Интересно отметить, что Шанхай был первым городом, который посетил Гаяз Исхаки во время своего визита на Дальний Восток в 1933 году. Он прибыл сюда в качестве журналиста для освещения жизни татар-мусульман Дальнего Востока в своем журнале «Милли Юл» и в турецкой газете «Джумхурийет».
В последующем он сыграет важную роль в судьбе всех татарских общин Дальнего Востока.
Из-за последствий Второй мировой войны в 1945 года началась постепенная миграция татар в другие страны, преимущественно в Турцию, США, Канаду и Австралию. Этот процесс продолжался вплоть до 1950-х годов, в результате чего все татары покинули Шанхай.
Сейчас единственным свидетельством пребывания татар в Шанхае являются татарские могилы на китайском мусульманском кладбище города.
Источники:
1. Mahmut Tahir. Şanhay şehrindeki Türk-Tatar cemiyeti // Kazan. Sayı 22, 1978. S. 23-24.
2. Larisa Usmanova. The Türk-Tatar Diaspora in Norheast Asia. Tokyo, 2007.
3. Все фотографии из DVD диска к книге Larisa Usmanova. The Türk-Tatar Diaspora in Norheast Asia. Tokyo, 2007.
Автор: Дамир Гайнутдинов