«Душеспасительные таблицы»: многогранный и яркий феномен татарского шамаиля
В эти дни в рамках празднования 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии в Казанском Кремле проходит всероссийская конференция «Наследие ислама в музеях России».
Эксперты и представители музеев со всей России делятся опытом и обсуждают стратегии сотрудничества в деле сохранения культурного наследия исламского мира.
В рамках конференции состоялась презентация выставки «Татарский шамаиль» из собрания Национального музея Республики Татарстан и «Корана с пятиконечной звездой» из собрания Петербургского музея исламской культуры.
Татарский шамаиль – многогранный и яркий феномен, получивший развитие в мусульманской культура казанских татар в cередине XIX – начале ХХ века.
Шамаиль – произведение каллиграфии, сочетание религиозного текста и изобразительно-орнаментальных мотивов, выполненные, как правило, на стекле, бумаге, или напечатанные.
Это интересно: Особенности татарского шамаиля
В Казани в cередине XIX – начале ХХ века функционировало несколько типографий, где печатали шамаили.
Известный тюрколог и лингвист Николай Катанов, который к тому же был цензором печатных шамаилей, называл их «душеспасительными таблицами» и говорил, что шамаили печатаются тысячами и скупаются в большом количестве.
Большая коллекция татарских шамаилей собрана Национальным музеем РТ. Среди них более 100 печатных шамаилей cередины XIX – начала ХХ века.
Традиционное искусство татарского шамаиля: кто сегодня его продолжает? (Фото)
Автор: Islam Today