Дом цветов: возрождая многовековые традиции татарского золотного шитья
Золотное шитье и тамбурная вышивка на протяжении многих столетий являлись традиционным промыслом татарского народа. В рисунках и узорах этого изящного вида искусства, кажется, воплотился характер всего татарского народа: его мягкость, терпеливость и гибкость.
Полотенце декоративное. 2017
Луиза Фасхутдинова – заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Премии имени Баки Урманче является одним из мастеров, благодаря которым, такие виды аутентичного искусства продолжают жить и возрождаться. В Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ открылась выставка ее работ «Гөлханә/Дом цветов», где представлены работы золотошвейного искусства.
Татарское золотное шитье – древнейший вид декоративно-прикладного искусства и имеет богатейшие традиции. Это вышивка золотыми нитями, спряденными на шелковую или льняную основу. Татарское золотное шитье, несмотря на свою связь с восточной вышивкой, является самобытным и неповторимым искусством.
Золотной вышивкой украшались одежда, головные уборы, предметы религиозного назначения татар. Луиза Фасхутдинова обучалась этому виду искусства в древнейшем центре золотного шитья Бухары.
На выставке представлены более 30 работ художницы за последние годы. К слову, работы мастера Луизы Фасхутдиновой выставлялись уже в Турции, Пакистане, Ираке, Иране, Арабских Эмиратах и в Европе.
Это воссозданные ансамбли традиционного татарского костюма и богато украшенные вышивкой головные уборы казанских татар, ритуально-обрядовые и бытовые предметы – скатерти, полотенца, а также предметы религиозного культа – намазлыки, шамаили, футляры и накидки для Корана.
Наджип Наккаш: посвятивший себя татарскому искусству
Шамаиль. Сура Ихлас. Автор: Луиза Фасхутдинова
В предыдущих своих статьях мы не раз писали о таком феномене мусульманского искусства, присущего только татарскому народу, как шамаиль. Шамаиля Луизы Фасхутдиновой – вышитым, как правило, золотыми нитями по бархату, свойственны симметричность, сдержанность цвета и плавность линий. Они дополнены национальными растительными орнаментами, что вносит аутентичность в произведения традиционного исламского искусства.
Любимая работа самой Фасхутдиновой – это шамаиль "Фирдаус", на его создание ушло около трех месяцев. Каждый элемент шамаиля выполнен в разных техниках старинной татарской вышивки, которыми мастерица владеет в совершенстве.
Шамаиль-ляуха "Фирдаус". 2015
Шамаиль "Врата Рая". 2003
Шамаиль "Воистину, Аллах - творец всего". 2005
Накидка на Коран "Фатиха". 1998
Шамаиль "Шахада". 2007
Шамаиль. 2000
Символ веры. 2021
На молитвенных ковриках (намазлыках) Фасхутдиновой всегда присутствует растительный орнамент, как представление мусульман о вечном счастье в Раских садах Джаннат.
Намазлык. 2021
Намазлык. 2018
Намазлык. 2019
Намазлык. 2023
Луиза Фасхутдинова – этнограф, ее работы основаны на детальном изучении исторических и культурных особенностей материала, костюмы создаются в комплексе.
Художница заявляет, что ее тюбетейки сделаны также, как их создавали наши бабушки более века назад. Для мастерицы головной убор — вещь сакральная, а человек, который его изготавливает вкладывает в него свою душу.
Мужская тюбетейка. 2024
Татарский национальный женский костюм. 2018
Реконструкция татарского национального костюма. 2018
Татарский национальный женский костюм. 2018
Эскиз татарского национального костюма.
Мужская тюбетейка. 2022-2024
Детали татарского национального женского костюма.
Калфак. 2022
Татарский национальный женский костюм. 2005
Кисет - мешочек для хранения вещей. 1996
Скатерть. 2018
Полотенце - никах солгесе. 2017
Полотенце декоративное и калфак. 2005, 1996.
Скатерть.
Выставка открыта в Казани до 11 февраля.
Ясмин Нуриева