Арабская вязь: от куфи до насталик – стили, покорившие мир (Фото)
По художественному содержанию, по богатству форм, силе эстетического воздействия арабское письмо принадлежит к числу самых совершенных, какие только создали человеческая рука и человеческая способность к письму...
Гениальная игра линий, великолепие их рисунка, напоминающего распустившийся цветок, впечатляющий их вид... не с чем сопоставить в письме какого-либо другого народа.Grohmann A.,
Arabische Palaographie.
T.1-II, Wien, 1967-1971.
Арабское письмо – это не просто инструмент коммуникации, а настоящее искусство, которое на протяжении веков развивалось под влиянием исламской религии, культуры и эстетики. В мусульманском мире каллиграфия считается одним из высших видов искусства ведь Благородный Коран, священная книга ислама, был ниспослан на арабском языке.
Аниконизм – запрет на изображение живых существ в религиозном искусстве, сделал арабскую каллиграфию важнейшим способом выражения духовности и красоты. За свою долгую историю арабское письмо породило множество стилей, каждый из которых уникален по форме, назначению и эстетическим качествам.
В этой статье мы расскажем о семи ключевых стилях арабской каллиграфии – куфи, сульс, насх, дивани, рикга, талик и насталик – и уделим внимание тем из них, что пользовались популярностью среди мусульманских народов Российской империи.
Основные стили арабского письма
Фото: Ислам-тудей
1. Куфи (куфический)
Куфи – один из самых древних стилей арабской каллиграфии, названный в честь города Куфа в Ираке. Его отличительная черта – угловатые, геометрические формы букв, которые придают тексту строгость и монументальность. Куфи использовался для написания ранних копий Корана, а также для надписей на монетах, мечетях и архитектурных элементах.
Со временем стиль эволюционировал, появлялись декоративные вариации, такие как «восточный куфи» и «квадратный куфи», которые широко применялись в орнаментах. Этот стиль символизирует раннюю исламскую эстетику и величие священного текста.
2. Сульс
Сульс, название которого переводится как «треть» (из-за пропорций криволинейных и прямых линий 1:3), является стилем, полным изящества и плавности. Его динамичные, текучие линии делают текст живым и выразительным.
Сульс часто использовался для декоративных надписей, заголовков и художественных композиций. Благодаря своей красоте и гармонии он стал одним из самых любимых стилей каллиграфов, особенно в создании произведений искусства.
Фото: Ислам-тудей
3. Насх
Насх означает «копирование», этот стиль, появился позже куфи и стал стандартом для переписки книг, особенно Корана. Он отличается четкостью, читаемостью и сбалансированными пропорциями, что делает его удобным для длительного чтения.
Сегодня большинство печатных арабских текстов выполнено в стиле насх. Его простота и универсальность сделали этот стиль основным для обучения арабскому письму и повседневного использования.
Фото: Ислам-тудей
4. Дивани
Дивани – стиль, созданный в Османской империи для официальных документов и указов султана. Его характерные черты – сложные, переплетающиеся линии и тесно расположенные буквы, что затрудняло чтение для непосвященных.
Такая замысловатость была намеренной, чтобы защитить содержание текстов. Дивани также ценится за декоративность и часто используется в каллиграфических панно и художественных работах.
5. Рикга (рук’а)
Рикга – упрощенный, скорописный стиль, разработанный для повседневного письма. Его четкие и простые линии позволяют писать быстро и разборчиво. Рикга получил широкое распространение в Османской империи как канцелярский почерк и использовался для неформальных записей. В отличие от декоративных стилей, рикга ориентирован на практичность и удобство.
6. Талик
Талик зародился в Персии (современный Иран) в XIII веке и отличается наклонными буквами, длинными горизонтальными штрихами и плавными формами.
Этот стиль часто использовался для переписки персидской поэзии и литературных текстов. Его элегантность и утонченность сделали талик популярным в восточном мусульманском мире, особенно в Иране и Центральной Азии.
7. Насталик
Насталик – произошел от стиля талик и стал основным подчерком для персидской, османской и урдуязычной поэзии. Он выделяется еще большей плавностью, декоративностью и выраженными кривыми линиями.
Насталик часто называют «невестой каллиграфии» за его красоту и изящество. Этот стиль идеально подходит для написания стихов и художественных композиций.
Уникальное пересечение веры, мастерства и интеллекта: искусство рукописных книг в исламской культуре
Арабское письмо среди мусульманских народов Российской империи
Арабская графика является не только частным письмом одной арабской нации, но и всего Востока, и всей исламской цивилизации. Это – существующее более тысячи лет учезарное и священное письмо мусульманского мира. Прошедшая героическая эпоха тюрков увековечена этой графикой, вся их честь, целостность духа, поэзия сердца запечатлена этим письмом.
Игнац Кунош, венгерский ученый-фольклорист.
Мусульманские народы Российской империи – татары, башкиры, народы Кавказа и Центральной Азии – веками использовали арабскую вязь для записи своих языков, религиозных текстов и литературы.
До перехода на латиницу и кириллицу в начале XX века арабское письмо было основой письменности этих общин. Некоторые стили каллиграфии получили особую популярность в этих регионах благодаря их практичности и эстетическим качествам.
Фото: Ислам-тудей
– Насх в образовании и религии
Насх был широко распространен среди мусульман Поволжья и Кавказа для переписки Корана, хадисов и других религиозных текстов. Татарские книжники, известные как «китабчи», использовали насх для создания рукописей на татарском языке. Его ясность и доступность сделали стиль незаменимым в медресе и обучении.
Фото: Ислам-тудей
– Сульс в декоративном искусстве
Сульс применялся в декоративных целях – для оформления мечетей, вышивки, резьбы по дереву и рукописей. Его изящные линии украшали религиозные предметы и здания в татарских и кавказских общинах, подчеркивая утонченность и духовность.
– Куфи в архитектуре
Куфический стиль часто использовался в надписях на мечетях и надгробиях. Его угловатые формы идеально подходили для высекания на камне или дереве.
Фото: BaoCalligraphy/ shutterstock.com
– Талик и насталик в литературе
В регионах с персидским влиянием, таких как Центральная Азия и Кавказ, талик и насталик использовались для записи поэзии и литературы. Насталик, в частности, был популярен среди узбекских и таджикских поэтов, писавших на фарси и тюркских языках.
– Рикга в повседневности
В быту мусульманские народы России часто прибегали к рикга – простому и быстрому стилю. Например, в переписке или записях торговых сделок татары до XX века использовали этот почерк, адаптируя его под свой язык. Рикга позволяла быстро фиксировать информацию, сохраняя при этом эстетику арабской вязи.
Фото: Pixel-Shot/ shutterstock.com
Арабская каллиграфия – это больше, чем просто способ записи текста. Это искусство, которое отражает богатое культурное и духовное наследие исламского мира. Каждый стиль – от строгого куфи до изысканного насталик – рассказывает свою историю и находит свое применение.
Среди мусульманских народов Российской империи арабская вязь стала связующим звеном между местными традициями и исламской культурой. Сегодня интерес к этому искусству возрождается, напоминая нам, что красота букв способна преодолевать время и границы, вдохновляя на новые творческие свершения.
Фото: Ислам-тудей
«Искусство – это язык, веками объединяющий людей»: мир турецкой каллиграфии представили в Казани
Хасан Умеров