Секретные послания на стенах Великой мечети Сианя (ФОТО)
Мечеть Китая, на стенах которой высечен полный текст Корана
В исламской архитектуре каллиграфия широко используется на внутренних и внешних фасадах исламских зданий, таких как, например, мечети. Используемая каллиграфия берется из тщательно отобранных отрывков из Корана, чтобы выделить конкретные послания верующему. Считается, что это создает «прямое выражение божественного; благодаря их бережно спланированному использованию здание практически становится «Словом Божьим»».
Соборная мечеть Сианя расположена в Китае, она возведена во времена ранней династии Мин. Мечеть является старейшей из построенных в стране, которая была создана в ответ на культурные потребности китайской мусульманской общины. Мечеть выборочно включила традицию арабской каллиграфии в исламскую архитектуру для украшения фасада, внутренней части и элементов монументальных структур, таких как молитвенный зал, двор, комната для омовения, минбар и михраб.
Китайско-арабский язык - это вид каллиграфии, обычно используемой в китайской исламской архитектуре. Он, в частности, обнаружен на деревянной доске, расположенной под потолком Большой мечети Сианя. Расположение надписи является важным элементом мечети, поскольку на ней начертаны атрибуты Всевышнего.
С внутренней стороны вдоль стен молельного зала мечети на больших деревянных панелях высечен полный текст Корана также с использованием китайско-арабской каллиграфии, начиная с первой суры по сто четырнадцатую. Суры начертаны непрерывно, как и Коран, без пауз от одной суры к другой, и это считается шедевром китайского исламского искусства.
В центральной части мечети на деревянных колоннах находятся каллиграфические надписи в виде двустиший, которые выделены золотой краской и черным фоном. Исламский символ веры, согласно которому верующий заявляет, что существует только один Бог – Аллах – и Мухаммад – раб и посланник Аллаха, известный как шахада, вместе с 99 именами Всевышнего начертаны на этих деревянных колоннах.
Михраб является неотъемлемой частью архитектуры мечети, так как это место, в направлении которого мусульмане обращаются во время молитвы. Оправа стены михраба Сианьской соборной мечети покрыта деревянной резьбой, по аналогии с внутренней стеной, с применением каллиграфии и цветочных мотивов.
Внутреннее пространство молитвенной ниши разделено по горизонтали на две части полосами резьбы по дереву. В частности, верхняя часть украшена узкими вертикальными треугольниками, чередующимися от цветных к однотонным, в то время как нижняя часть покрыта резьбой с цветочными мотивами.
Деревянное изогнутое панно обрамляет михраб цветочными мотивами и надписями, начертанными с помощью каллиграфии: «Аллах милостив, Аллах всепрощающ». Поверх михраба каллиграфическим шрифтом начертана сура «Ат-Тауба», что переводится как «Покаяние». Она была умышленно размещена на вершине михраба, чтобы прихожане могли читать ее и просить у Всевышнего прощения во время молитвы.
Также найдены надписи на стенах беседки Большой мечети Сиань. Беседка оборудована скамейками и окружена красивым ландшафтом, которые предназначены для расслабления и отдыха. На бетонные стены беседки нанесены каллиграфические отрывки из Корана для верующих, чтобы «помнить об Аллахе, о роли мечети, об исповедовании веры, о преподавании ислама, о добрых делах, об очищении и богобоязненности».
Великая мечеть Сианя является убедительным примером того, какую роль в исламской архитектуре играет каллиграфия в создании визуального языка для передачи послания верующему. Китайская мечеть показывает, как части Корана осознанно отбираются и располагаются в определенных местах, чтобы передать мусульманину точное и глубокое послание.