• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

3 объекта исламского мира, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Время чтения: 10 мин
6548

От Красной площади в Москве до Херсонеса в Крыму – эти потрясающие здания, города и области пропитаны многовековой историей и уникальной культурой, не имеющей аналогов во всём мире. Ярким тому свидетельством является тот факт, что 17 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО находятся именно в России, причём три из них являются важными местами для российских мусульман.

История появления списка

Как это ни странно, список ЮНЕСКО имеет довольно короткую историю. Все началось в 1972 году, когда этот отдел Организации Объединенных Наций принял Конвенцию, призванную защищать и охранять культурное достояние всех людей земного шара. Тогда же были выработаны первые критерии, по которым определялись эти объекты Всемирного наследия творения человека.

Международный документ вступил в силу в 1975 году. Но позже обнаружился «перекос»: оказалось, что большинство фигурантов списка находится в Европе, тогда как в Австралии, Океании, Америке их было очень мало. Но ведь в этих частях света также есть что охранять и защищать.

Умопомрачительная по красоте природа, необычные горы, экосистемы, тот же Большой Коралловый риф, например, или знаменитый Гранд Каньон. Тогда было решено расширить действие Конвенции и включить в список объекты природного наследия. Для них также были разработаны свои критерии.

И, наконец, уже в XXI веке заговорили о том, что есть нематериальные феномены. Их нельзя «пощупать», как древний город Теотиуакан в Мексике или мангровые заросли Сундарбан в Бангладеше. Однако они также являются уникальными, внесшими свой вклад в духовное развитие человечества. Так был учрежден новый список – нематериального достояния.

На территории России находятся 17 объектов, включённых в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Причём три из них несут особое значение для мусульманской части населения России.

Казанский Кремль

Казанский кремль — это большой комплекс, состоящий из археологических, исторических и архитектурных памятников XII-XX столетий. Заселение и застройка территории «кремлёвского» холма началось многие века назад. Первое поселение здесь появилось, по некоторым данным, ещё в X веке, а уже в XII веке кремль стал форпостом северных границ Волжской Булгарии. Со второй половины XIII века он становится центром Казанского княжества Золотой Орды, а затем и Казанского ханства.

Отдельного внимания заслуживает неповторимая по своей красоте и обладающая непростой, но по истине народной историей мечеть Кул Шариф. Давайте сначала вернёмся в трагический 1552 год, когда Иван Грозный войной пошёл на Казань. Сеид Кул Шариф героически сражался за родную землю, однако при штурме погиб. Погибло и его детище – многоминаретная мечеть, сожжённая до тла. Центральная мечеть столицы Казанского ханства была полностью разрушена, а сам город лежал в руинах, пожары не прекращались.

Лишь на исходе XX века было принято решение о восстановлении знаменитой мечети. И вот, в 1995 году первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал Указ о воссоздании мечети. Был объявлен конкурс, итоги которого подвели на следующий год.

Стоит отметить, что свои работы присылали архитекторы со всего мира, однако победу одержали казанские специалисты. С этого дня целый народ начинает жить легендарными образами дорогой сердцу мечети. Зимой 1996 года и был заложен памятный знак. Спустя год, весной, закладываются фундамент мечети. Ближайшие три года идет проектирование интерьера.

И вот летом 2001 года на мечеть устанавливают шпили и купола. Торжественное открытие состоялось 24 июня 2005 года. Новая мечеть стала чем-то особенным. Это не просто главная мечеть Татарстана и одна из крупнейших мечетей Европы.

Это не просто место для поклонения и связи с Всевышним. Кул Шариф стал символом Казани и всей республики, притягательным местом для татар со всего мира. В памяти народа ещё живы воспоминания о героической обороне мечети и её разрушении. Архитекторы старались воссоздать всю красоту и уникальной мечети, вернуть её в культуру, в историю.

В основе реконструкции были заложены две идеи. Во-первых, воссоздание легендарной мечети было важным моментом для Татарстана, вновь обретшего свою государственность. К тому же это память о защитниках Отечества. Мечеть Кул Шариф символична и имеет в своей архитектуре необычные формы, которые лишь еще сильней привлекают взор и завораживают.

Древний город Дербент

Дербент… Это один из самых древнейших городов мира, а в России и во все самый древний город. Крепость Нарын-Кала, горы, каменные дома с глинобитными полами и напольными очагами – всё это лишь малая часть того, что ежегодно привлекает в Дербент множество людей со всех уголков земли. Это единственный город античной эпохи, сохранившийся на своём историческом месте, среди всех городов Российской Федерации.

В V-VI вв. иранские цари из династии Сасанидов развернули на Восточном Кавказе грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить цивилизации Передней Азии от новых волн кочевников — гуннов и хазар.

Монументальным свидетелем этой эпохи и выдающимся памятником оборонительной архитектуры является Дербентский оборонительный комплекс, поражающий своей грандиозностью, величием и мощью. Он включал в себя цитадель, две длинные городские стены, которые полностью перекрывали проход и уходили в море, образуя искусственную гавань. От цитадели в горы на 42 км. уходила Великая Кавказская стена.

Нельзя не отметить, что цитадель «Нарын-Кала» и Великая Кавказская стена «Даг-Бары» являются одним из трёх крупнейших фортификационных сооружений мира, наряду с Великой Китайской стеной и ныне не сохранившимися Римскими Дунайскими укреплениями.

В VII в Дербент, а с ним и в Южный Дагестан с арабскими племенами постепенно стала проникать новая мировая религия – Ислам. Этот процесс продолжался здесь до X в. и в последующем распространился на территорию всего Северного Кавказа и Поволжские области нынешней России.

Дербент является и одним из немногих современных городов, о которых говорится в Благородном Коране. Именно в Дербенте расположена самая древняя мечеть, построенная в 733-734гг.

В начале VIII в., с завоеванием Дербента арабами, город превращается в важнейший военный, политический и идеологический центр. Дербент становится крупнейшим средневековым городом Кавказа с развитыми ремесленными производствами (гончарное дело, стеклоделие, металлообработка, ювелирное дело, камнеобработка и строительное дело, ткачество, ковроделие, производство бумаги, шёлка, мыла и др.) и сельским хозяйством (земледелие, садоводство, возделывание шафрана, марены, хлопка, льна и т.д.).

Что же представляет собой Дербент сегодня?! Это второй по величине город республики, уникальный памятник древней истории, единственный сохранившийся античный город на территории РФ, музей под открытым небом, крупный центр туризма – регалий много.

Здесь под защитой мощных городских стен хорошо сохранились утопающие в зелени семисотлетних платанов древние мечети и медресе, храмы и синагоги, великолепные средневековые бани и караван-сараи, огромные подземные водохранилища и древние фонтаны, впечатляющие ханские дворцы и мавзолеи. Это не могло не остаться без внимания мировой общественности, и в 2003 году ЮНЕСКО включил цитадель «Нарын-Кала» и историческую часть города в список памятников Всемирного Наследия.

Возрождённый из прошлого древний город Болгар

Город был основан булгарами – тюркоязычными племенами, проживавшими на территории Поволжья. Сначала он представлял собой небольшое укрепление, позже разросся до размеров города. Высокий берег в месте впадения Камы в Волгу создавал великолепные условия для обзора окружающего пространства и речного судоходства.

В короткий срок он стал крупнейшим центром торговли в своем регионе. Вскоре после основания основной религией булгар стал Ислам. Во времена расцвета городок считался одним из центров ремесленничества – здесь проживало множество искусных ремесленников, ювелиров, кузнецов и портных.

В первой половине XIII века Болгар был подвергнут нападению со стороны Золотой Орды и практически полностью разрушен и разграблен. Вскоре Булгар был отстроен заново. Теперь в основе архитектуры были постройки из камня. Многие из них дожили до наших дней.

После завоевания монголами на месте вновь отстроенного города был создан административный центр завоеванных территорий Волжской Булгарии. В те времена были сооружены Соборная мечеть и дворец хана. Остатки культового сооружения можно наблюдать и сегодня.

Во второй половине XIV века Болгар был снова разрушен в результате нашествия Амира Тимура, а столетием позже – русским войском во главе с Фёдором Пёстрым. Это стало причиной того, что Великий Булгар окончательно пришёл в упадок.

К западу от Болгара расположено несколько озёр. Наиболее живописным из них считается озеро Рабиги ("Рабига куль"). Согласно легенде, одна из дочерей хана с подругами собиралась ночами на поляне. Девушки водили хороводы и перевоплощались в белых лебедей. Но однажды хан вышел на охоту и подстрелил одного лебедя. Подойдя поближе, он увидел свою дочь, пронзённую стрелой. Владыка проплакал всю ночь, и в результате наутро появилось озеро.

Город обрёл второе дыхание лишь в прошлом веке, когда в 1969 году было принято решение построить здесь Государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Раскопки и реставрация, которые производятся до сих пор, смогли преобразить когда-то опустевший, заброшенный участок древнего города в изумительный, огромный по своей территории музей под открытым небом.

Фактически наместник Московского князя завершил то, что начал основатель империи Тимуридов. Большинство местных городских легенд связано с его именем. Давайте поближе познакомимся с одной из них – история Чёрной Палаты.

Именно здесь, в судебной камере, скрывалась семья Абдуллы хана, пока воины безжалостного и грозного Амира Тимура штурмовали городские стены. Защитники города храбро сражались, но тысячное войско Тимура прорвало оборону. И началась война. Город был объят огнём, который перекинулся и на Чёрные Палаты.

В попытке спастись от огня дочь правителя взобралась на крышу, где её заметил Амир Тимур, обративший внимание, что одежда девушки по-прежнему была кристально белой, не было и пятнышка сажи или грязи. Грозный завоеватель счёл это знаком свыше и обратился к девушке с предложением замужества. Но дочь правителя отказалась. Тогда Тимур приказал привести двух пленённых братьев девушки, чтобы под угрозой их смерти заставить дочь хана принять предложение.

«Хорошо. Посади моих братьев на самых быстрых скакунов. И только тогда, когда они исчезнут за горизонтом, я сойду вниз», - ответила девушка. Амир Тимур приказал своим подчинённым сделать всё так, как сказала юная дева. Едва её просьба была исполнена, как дочь булгарского правителя прыгнула в огонь.

Следует заметить, что вновь возведённые Белая мечеть и Музей хлеба не расположены на исторической территории булгарского городища, что связано с тем, что это место на сегодняшний день находится под защитой ЮНЕСКО и не предполагает вмешательство в архитектуру.

По словам Минтимера Шариповича Шаймиева, первого президента Татарстана и Государственного советника РТ, идея о возведении новой мечети существовала давно, что удалось реализовать в рамках республиканского комплексного проекта «Культурное наследие – остров-град Свияжск и Древний Болгар». Официальное открытие крупнейшей мечети юго-западной части Татарстана состоялось 10 июня 2012 года. И с этого дня она стала соборной мечетью древних Болгар.

«Белую мечеть» заслуженно называют архитектурной жемчужиной современного Татарстана и частенько сравнивают с индийским Тадж-Махалом. При её строительстве использовалось более тысячи двухсот тонн мрамора.

«Белая мечеть» находится за пределами древнего Болгарского городища и своим видом напоминает знаменитый дворец Тадж-Махал в Индии. Она была построена в 2010 году в рамках реализации республиканского комплексного проекта «Культурное наследие – остров-град Свияжск и Древний Болгар».

Здание мусульманского храма увенчано тремя куполами и двумя минаретами. Внутренняя высота главного купола – 17 метров, а его диаметр равен 9 метрам. Барабан главного купола украшен шестнадцатью витражными окнами. Минареты возведены в соответствии с классическим стилем минаретов мединской Мечети Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), на чём настаивал сам Минтимер Шаймиев.

Если Вам посчастливиться лицезреть красоту этой мечети воочию, то обязательно остановите свой взгляд на её стенах, которые демонстрируют нам классический исламский декоративный орнамент – арабески, мукарнасы, тюльпаны, геометрические фигуры. Благодаря особенностям рассеянного освещения, когда ты находишься в молельном зале, появляется ощущение таинственности.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle