• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Можно ли отказаться от совершенной сделки после получения товара?

Время чтения: 2 мин
5628

Вопрос:

Если,  например, в журнале я прочитал о продаже свч-печи по приемлемой для меня цене и заказал ее, а после доставки я обнаружил, что она исправна, но представлял я себе ее немного по-другому, могу ли я отказаться от сделки?

Ответ:

Хыяр Аль-Ру’я – это возможность отменить сделку, после того как был увиден приобретенный товар.


В книге «Мухтасар Аль-Кудури» говориться:

- ومن اشترى شيئاً لم يره فالبيع جائزٌ، وله الخيار إذا رآه: إن شاء أخذه، وإن شاء رده،

Если человек купил что-то,  не видя вещь своими глазами (воочию), такая покупка является дозволенной, но у покупателя (муштари) есть выбор в отношении этой вещи,  увидев ее воочию.  Если покупатель захочет, то примет вещь, если нет, то вернет продавцу (ба’и’).
 

Пример:

Аммар заметил рекламу пылесоса  в одной из газет. Он позвонил по указанному номеру и заказал его. После доставки, увидев пылесос воочию, Аммар понял,  что данную вещь он представлял себе немного иначе. Отсюда следует, что в соответствии с «Хыяр Аль-Ру’я» у Аммара будет право отказаться от сделки.

Далее в «Мухтасаре» говориться:

ومن باع مالم يره فلا خيار له.

А кто будет продавать то, что он сам не видел (воочию),  [тогда] у него не будет выбора (хияр).

Далее автор «Мухтасара Аль-Кудури» продолжает:

ومن نظر إلى وجه الصبرة أو إلى ظاهر الثوب مطوياً أو إلى وجه الدابة وكفلها، فلا خيار له.

Если человек внешне посмотрел на груду (кучу) вещей (к примеру, овощей) или сложенную одежду (или ткань),  или на морду и заднюю часть животного,  и после этого приобрел это, у него не будет выбора (хияр).

 

Доказательством вышесказанного является хадис,  приведенный имамом Байхакы от Макхуля, который,  в свою очередь,  возводит передачу до Пророка (ﷺ):

"من اشترى شيئاً لم يره فله الخيار إذا رآه إن شاء أخذه؛ وإن شاء تركه"

«Если человек купил что-то,  не видя (воочию),  то ему предоставляется выбор, когда он увидит это; если захочет, то примет, а если захочет, то оставит»

Данный хадис является «мурсаль», однако у многих «Ахлюль-Ильм» «мурсаль-хадис» является доводом.  Также данный хадис передается от Хасан Аль-Басри, Ибн Сирина и других.

Также риваят передается  Абу Ханифой от Аль-Хайсама,  тот от Мухаммада ибн Сирина, тот от Абу Хурайры, а он от Пророка (мир ему и благословение).

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle