Может ли дичь, добытая на охоте, быть халяль?
Вопрос: Мы ходим на охоту. Иногда охотничьи собаки убивают еще живую дичь. Что делать в таких случаях?
Ответ: С точки зрения фикха, если есть возможность зарезать животное, то в этом случае его убийство из охотничьего оружия будет запрещено. Так как в этом случае животное станет мертвечиной. Например, у вас есть прирученный заяц (не домашний кролик), который по своей сути является животным, на которое осуществляется охота, если его застрелить из ружья, то он станет мертвечиной, так как вследствие того, что он является прирученным, у вас есть возможность зарезать его.
Что же касается диких животных, к которым невозможно приблизиться, то в отношении них действуют хукмы связанные с охотой. В этом случае на это животное можно охотиться, произнеся «Бисмиллях». Главное, чтобы используемое при охоте оружие было способно наносить раны и проливать кровь. Если, выстрелив из лука или ружья, или бросив копье и ранив животное, к моменту, когда мы подойдем к нему, оно все еще будет живо, ему сразу необходимо перерезать горло. Если охотник, имея возможность перерезать раненому животному горло, не сделает это, и животное умрет от полученных ранений, то в этом случае оно будет считаться мертвечиной.
Если же животное умрет от ран до того, как охотник успеет добраться до него, то в этом случае оно считается убитым в соответствии с предписаниями шариата, то есть его мясо является халялем.
Что касается животных, используемых в охоте, в частности собак, то они должны быть специально обученными. Обученность собаки определяется следующим образом:
1. Она не должна есть пойманное животное.
2. Она должна слушаться команд своего хозяина.
Если же во время охоты используются птицы, такие как соколы или ястребы, то степень их обученности определяется способностью преследовать и нападать на добычу, а также способностью возвращаться обратно по сигналу хозяина (аль-Ихтияр).
Если охотничья собака съест что-то от добычи, то мясо этого животного уже не употребляется в пищу. Так как в этом случае считается, что собака поймала добычу для себя, а не для своего хозяина.
عن عَدِيَّ بْنَ حَاتِمٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقُلْتُ أُرْسِلُ كَلْبِي قَالَ؟ قال : إِذَا أَرْسَلْتَ كَلْبَكَ وَسَمَّيْتَ فَكُلْ قُلْتُ فَإِنْ أَكَلَ؟ قَالَ فَلَا تَأْكُلْ فَإِنَّهُ لَمْ يُمْسِكْ عَلَيْكَ إِنَّمَا أَمْسَكَ عَلَى نَفْسِهِ قُلْتُ أُرْسِلُ كَلْبِي فَأَجِدُ مَعَهُ كَلْبًا آخَرَ؟ قَالَ لَا تَأْكُلْ فَإِنَّكَ إِنَّمَا سَمَّيْتَ عَلَى كَلْبِكَ وَلَمْ تُسَمِّ عَلَى آخَرَ
В одном из риваятов сообщается, что Адий ибн Хатим (радыяллаху анху) спросил у посланника Аллаха ﷺ: «Что мне делать, спуская собаку на охоте?». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Скажи «Бисмиллях», спускай собаку и ешь из того, что она принесет тебе».
Адий ибн Хатим спросил: «А что делать, если собака поест от этой добычи?».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тогда не ешь эту добычу! Так как в этом случае собака поймала эту добычу для себя, а не для тебя».
Адий ибн Хатим спросил: «А если, спуская свою собаку, рядом со мной будет еще и другая собака (не обученная охоте), и эта другая собака принесет добычу?».
Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Нет, не ешь эту добычу. Так как «Бисмиллях», которое ты произнес, принадлежит твоей собаке, а не другой» (Бухари).
Если при стрельбе из лука или ружья охотник намеренно не произнесет «Бисмиллях», то убитое животное будет считаться мертвечиной. Если же охотник не произнесет «Бисмиллях» по забывчивости, то эта добыча будет халялем.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин