Фетва: можно ли завещать свое имущество не родственникам?
Вопрос:
Ассаляму алейкум! Подруга моей матери уже в возрасте и хочет мне завещать свою квартиру, у нее еще есть дети, родственники. Может ли она в этом случае оставить такое завещание?
Ответ:
С именем Аллаха Милостивого, Милующего. Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух. Вы не входите в категорию наследников подруги вашей матери, соответственно, она вам может оставить завещание. Но при этом нужно учитывать, что с имущества наследодателя в первую очередь выделяются расходы на похороны, по его долгам, а после этого уже исполняется завещание, относительно которого распорядился наследодатель при жизни, но оно не должно превышать одной трети оставшегося имущества после вышеуказанных двух действий.
Обоснование: قال النبي ﷺ: "إِنَّ اللَّهَ تَبَارَكَ وَتَعَالَى قَدْ أَعْطَى لِكُلِّ ذِي حَقٍّ حَقَّهُ، فَلَا وَصِيَّةَ لِوَارِثٍ". يُنظر: "سنن أبي داود"، رقم الحديث: 2870.
«Поистине Аллах уже распределил каждому заслуживающему то, что ему причитается, и нет завещания наследнику» (см. «Сунан Абу Дауд», Абу Дауд ас-Сиджистани. №2870).
قَالَ سَعْدٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ: كَانَ النَّبِيُّ ﷺ يَعُودُنِي وَأَنَا مَرِيضٌ بِمَكَّةَ، فَقُلْتُ: لِي مَالٌ، أُوصِي بِمَالِي كُلِّهِ؟ قَالَ: "لَا" قُلْتُ: فَالشَّطْرِ؟ قَالَ: "لَا" قُلْتُ: فَالثُّلُثِ؟ قَالَ: "الثُّلُثُ..." يُنظر: "صحيح البخاري"، رقم الحديث: 5039.
Читайте также: Что сказано в Коране о махре?
Сказал Са‘д (да будет доволен им Аллах!): «Когда я болел в Мекке, пророк Мухаммад ﷺ посещал меня, и я ему сказал: у меня есть имущество, можно ли полностью его завещать? Он на это ответил – нет. Тогда я спросил, а половину? Он также на это ответил – нет. Тогда я еще раз спросил, а треть? Он сказал – треть [имеется ввиду одобрил]…» (см. «Сахих аль-Бухари», №5039).
"تصحُّ للأجنبي في الثلث من غير إجازة الورثة". يُنظر
: "الهداية"، برهان الدين المرغيناني، 4/513.
«Завещание будет действительно в размере одной трети имущества, даже без согласия наследников» (см. «Аль-Хидая», Бурхануддин аль-Маргинани, 513/4).
"وقد تبقى المالكية بعد الموت باعتبار الحاجة كما في قدر التجهيز والدين" يُنظر: "الهداية"، برهان الدين المرغيناني، 4/513.
«Если осталось имущество [с имущества усопшего] после выделения расходов на похороны, и по долгам» (см. «Аль-Хидая», Бурхануддин аль-Маргинани, 513/4).
И Аллах знает лучше.
Отдел фетв (даруль-ифта) Духовного управления мусульман Республики Татарстан