Является ли ваджибом восполнение намаза, совершенного с нежеланием (отвращением, ненавистью)?
Ибн-и Абидин (умер в 1252 году) сказал, что восполнение каждого намаза, совершенного с запрещенным нежеланием, является ваджибом (близкое к обязательному).
Когда мусульманин при совершении намаза оказался в затруднительной ситуации, требующей большого и малого омовения, но не требующего исполнения сахва-саджда, в случае возникновения какого-либо недостатка в восполнении совершаемого намаза и намаза имама, если ничего не предпринять для устранения этих недостатков, то восполнение намаза имама и намаза джамаата всесторонне является ваджибом.
Если праздничные и пятничные намазы выполняются с запрещенным нежеланием, восполнение не требуется. Это исключение. Но если имам вместе с джамаатом восполняет праздничные или пятничные намазы, нужно к ним присоединиться.
В произведении «Гумдāту’л-Феттах» сказано: «Ваджиб восполнения приостановленного ваджиба не противоречит мустахабу восполнения приостановленного сунната». В сочинении «Джамиу’р-Румӯз» изложено аналогичное мнение . Даже Камаль Ибну’л-Хумам (умер в 861 году) в своем произведении «Фетху’л Кадир» по вопросу восполнения намаза написал: «Правильнее будет объяснить подробно: в случае запрещенного нежелания восполнение будет ваджибом, в случае танзихи – является мандубом (поощряемым)».
Будет уместным внести ясность по данному вопросу. Совершение намаза с джамаатом, согласно предпочитаемой точке зрения мазхаба, является подтвержденным суннатом в значении ваджиба. В произведении «Бахру’р Рāик» также подтверждается это мнение.
Факихи открыто заявляют, что отказывающийся от джамаата является распутником, грешником и его необходимо предостеречь. Поэтому фард намаз, совершенный в одиночестве, должен быть восполнен с джамаатом. А это противоречит тому, что написано в «разделе (баб) о поспевании за имамом». В нем сказано: «В случае, когда рядом с мусульманином, в одиночку совершившим три рикаата фарда полуденного намаза, начинают выполнять джамаат намаз, он должен завершить свой намаз и присоединиться к джамаату, чтобы совершить вместе с другими этот намаз как нафиля. Очевидно, что восполнение мусульманином, который совершал полуденный намаз в одиночку (несмотря на то, что он совершил запрещенное порицаемое деяние), этого намаза с джамаатом не будет ваджибом. Также противоречит правилу «восполнение каждого намаза, совершенного запрещенным нежеланием, является ваджибом».
На это можно дать два ответа:
1. Необходимость восполнения приостановленного намаза – ваджиб, имеющий отношение к вознаграждению и частям намаза. А совершение намаза вместе с джамаатом – качество, которое имеет исключительное отношение к значению намаза. По причине отказа от совершения намаза с джамаатом восполнение фард намаза в одиночку не будет ваджибом.
2. Выполнение намаза с намерением нафиля вместе с имамом, завершив свой намаз, отсутствие джамаата в начале намаза порождает уважительную причину. В этом случае совершение намаза в одиночку не будет макрух (порицаемым), если даже восполнение будет ваджиб.
Первое обоснование соответствует фикху. Таким образом, факихы не упоминают, что совершение намаза вместе с джамаатом является одним из ваджибов намаза.
Это обоснование также поддерживается и тем, что факихы утверждают, что порядок чтения сур Священного Корана в фард намазах является ваджибом. Человек, читающий суры с конца Корана, будет приравнен к грешникам. Но совершения сахиу (погрешность) садждаси не требуется. Потому что это является ваджибом кыйраата (чтения), а не намаза. Ибн Нуджейр в своем произведении «Аль-Бахру’р Рāик» упоминает это.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.