• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Исключение из правил: сделка банкротов, или особенности договора «салям»

Время чтения: 4 мин
695

Фото: elements.envato.com, автор: maksymiv

Фото: elements.envato.com, автор: maksymiv

Исходя из предмета сделки, торговые сделки можно классифицировать на следующие виды:

  1. Обмен имущества на имущество (бартер). Например, обмен одного товара на другой.
  2. Обмен имущества на долг (валюту). Например, обмен товара на валюту, обмен товара на измеряемый весом или объемом или на штучный товар, одинаковый по размеру (орехи, яйца), которые можно заложить в виде долга.
  3. Обмен долга на долг (обмен валюты), т.е. продажа абсолютной стоимости за абсолютную стоимость (динары и дирхамы).
  4. Обмен долга на имущество (договор салям). В этом договоре отсроченный товар (муслям фих) является долгом, плата за этот товар — определенное имущество (‘айн). Иногда платой может быть и долг, но основным условием действительности сделки является его передача на месте сделки до расхождения сторон. Так долг становится определенным.

Лексическое значение слова «салям» — предоплата, поскольку договор предусматривает стопроцентную предоплату на месте.
Согласно шариату салям — это «покупка отсроченного товара за срочную оплату» или «договор, вследствие которого предоплата переходит в собственность продавца немедленно, а товар становится собственностью покупателя по истечении определенного срока».

Хыяр ‘айб: право выбора при браке товара

Салям берет свое название от обязательности передачи полной оплаты товара. Аль-Кудури сказал: «Салям на языке арабов означает «договор, в котором один из двух обмениваемых предметов передается сразу, а другой с отсрочкой». Например, слова покупателя: «Я отдаю тебе полную предоплату в сто тысяч за одну тонну хлопка или пшеницы».

Салям имеет четыре составляющие: покупатель (муслим), продавец (муслям илейх), товар (муслям фихи) и полная предоплата (ра’с маль ас-салям).

Его столп — предложение (иджаб) и согласие (кабуль). Предложение — фраза, в которой есть указание на договор салям. Например, покупатель говорит продавцу: «Я покупаю у тебя один са’ пшеницы с отсрочкой передачи товара и отдаю тебе в качестве полной предоплаты один динар». Здесь, покупатель — муслим или рабб ас-салям, продавец — муслям илейх, пшеница — муслям фих, динар — ра’с маль ас-салям.

Также салям может быть заключен фразами, которые применяются в торговой сделке. Например, продавец произнес «я продал тебе один са‘ пшеницы за один динар», а затем перечислил условия, применимые к саляму.

Фразы, используемые при заключении договора салям, могут быть трех видов: салям и саляф (предоплата), бей‘ (купля-продажа), поскольку салям является одним из видов купли-продажи.

В своей основе договор салям является запрещенным из-за отсутствия товара на момент сделки. Однако он был узаконен как исключение из общего правила из-за необходимости в такого рода сделках. Законность договора салям можно аргументировать Кораном, сунной и иджма.

Фото: elements.envato.com, автор: Elegant01

Фото: elements.envato.com, автор: Elegant01

В Коране Всевышний сказал:

«О верующие! Если вы даете (или берете) в долг на определенный срок, то записывайте его» (Бакара, 282).

Ибн ‘Аббас подтвердил: «Я свидетельствую о том, что Аллах разрешил салям и ниспослал о нем наидлиннейший аят Своей книги» (хадис передал аль-Хаким в аль-Мустадрак и аль-Байхакы в ас- «Сунан аль-кубра», фразы в двух сводах хадисов похожи).

Узнаем у имама: дозволен ли кешбэк от магазинов?

В сунне Пророка ﷺ сказано: «Кто оплачивает наперед, тот пусть делает это с указанием конкретной меры сыпучих тел или веса, а также с указанием определенной даты» (хадис передан авторами шести авторитетных сборников «ас-Сунан» от Абу аль-Минхаля. Он сказал: «Я слышал, как Ибн ‘Аббас говорил: «Посланник Аллаха ﷺ, прибыв в Медину, увидел, что люди платят вперед за урожай, который будет собран через год, или два, или три. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Кто оплачивает за финики наперед, тот пусть делает это с указанием конкретной меры сыпучих тел или веса и пусть укажет конкретный срок»).

Существует единогласное мнение мусульманских богословов (иджма) о законности договора салям. Его также называют «сделкой банкротов» (бей‘ аль-мафалис), узаконенной из-за необходимости наличных денег.

«Гражданские и финансовые правоотношения»

Социальные комментарии Cackle