Иджара: аренда по-исламски и её законность
Фото: CrizzyStudio / shutterstock.com/ru.
«У нас отмена»: всё о расторжении сделки в исламе
Продолжаем с вами изучать все, что связано с исламскими финансами. В этот раз разберем «Иджара: аренда по-исламски и ее законность».
Передача в собственность (тамлик) бывает двух видов: передача в собственность какого-то конкретного предмета или вещи, а также передача в собственность узуфрукта.
Передача в собственность предмета или вещи также бывает двух видов: возмездная, когда предмет является товаром, и безвозмездная, если предмет является подарком, милостыней либо завещанием.
Передача в собственность (тамлик) пользы бывает двух видов:
- без вознаграждения (имущество передается в безвозмездное пользование (и‘ара) либо завещается);
- за вознаграждение (имущество арендуется).
В данном случае имеется в виду аренда пользы. Аренда именуется также и как продажа пользы из-за наличия в такой сделке смысла продажи. Это ни что иное, как оплата взамен пользования.
Слово «аль-иджара» в арабском языке дословно означает название платежа или платы наемному работнику. Однако данное слово больше известно в значении «продажа узуфруктов», которая заключает в себе передачу имущества в пользование за вознаграждение (продажа пользы).
С точки зрения терминологии исламского права «аль-иджара» — это договор на пользование за плату, по-другому передача в собственность (тамлик) какой-либо пользы за плату. Договор аренды утверждается постепенно, час за часом, в соответствии с возникновением с течением времени той или иной пользы.
В договоре на месте пользы указывается сам объект аренды, так как договор аренды присоединен к нему, для того чтобы связать предложение (оферта) с принятием (акцепт) и осуществить возможность получения в полной мере того, относительно чего был заключен договор.
Фото: Prostock-studio / shutterstock.com/ru.
Аренда пользы, в противовес кыясу, стала законной на основе истихсана (вынесение религиозного постановления, ведущего к отказу от решения по аналогии), так как люди нуждались в аренде. Противоречие кыясу проявляется в том, что сама польза в момент заключения договора не существует, а продажа несуществующего запретна, однако она стала дозволенной из-за необходимости в ней.
Доказательством дозволенности аренды являются слова Всевышнего «И если они (после родов) кормят грудью (ваших детей) для вас, то давайте им вознаграждение» (Таляк, 6), а также аят: «… чтобы одни из них (богатые) нанимали (за плату) других (бедных)» (Зухруф, 32). То есть через оплачиваемый труд.
Пророк ﷺ сказал: «Путь тот, кто нанимает работника, сообщит ему о его плате». Данный хадис приводит Абдурраззак в своей книге «Мусаннаф», а также аль-Байхакы в книге «Ас-сунан аль-кубра».
К тому же на тот момент, когда Пророк ﷺ был наделен пророческой миссией, люди взаимодействовали друг с другом путем аренды, и получали молчаливое одобрение (икрар) Пророка Мухаммад ﷺ. Относительно дозволенности аренды есть и единодушное мнение всех богословов (иджма).
Из книги «Гражданские и финансовые правоотношения»