• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что такое риба, и почему это запрещено в исламе?

Время чтения: 4 мин
1485

Лексического значение понятия «риба» — «рост и абсолютное увеличение». От него происходит слово «рабва», что значит «место, возвышенное над другими местами».

Всевышний Аллах сказал:

«И все, что вы передали как риба, чтобы преумножить (свое имущество) за счет имущества людей, не преумножится у Аллаха» (Ар-Рум, 39).

С точки зрения шариата риба — обусловленная в договоре надбавка (зияда), или не возмещенный по шариатским канонам излишек (фадль), который обусловлен одним из участников товарообмена в пользу другого (т.е. в пользу продавца или покупателя, если остаток будет передан в пользу иного лица, то это является недействительной (фасид) сделкой, а не риба.

К чему снятся деньги?

В акте дарения (хиба) нет ростовщичества (риба). Если кто нибудь купит десять дирхамов за десять дирхамов и продавец даст сверху что-то в виде подарка, то такая сделка не будет считаться риба, равно как и сама сделка не нарушится.

По мнению Абу Ханифы, уменьшение в сделке дозволено, как и увеличение. По мнению Мухаммада, уменьшение цены в сделке разрешено, а увеличение нет, т.к. уменьшение цены изначально является дарением, что подобно прощению полной стоимости.

В книге аз-Захире от Мухаммада передается мнение об отсутствии различия между уменьшением цены и увеличением. Уменьшение и увеличение цены, как и сам договор, являются действительными, с точки зрения аз-Захире и Абу Ханифы обмен одной категории товара на другую не является ростовщичеством.

Ростовщичество определяется специальным шариатским стандартом: мерой веса (вазн) и мерой объема (объема). Товар, продаваемый метрами или поштучно, не применяется в ростовщичестве, т.е. ростовщичество одновременного обмена (риба аль-фадль) не проявляется в договорах мены штучного товара и товара, измеряемого длиной, в отличие от ростовщичества неодновременного обмена (риба ан-наси’а).

Например, обмен пятиметровой ткани на шестиметровую ткань и одного яйца на два яйца является дозволенным при условии обмена из рук в руки (т.е. без отсрочки). Однако если сделка будет с отсроченным сроком передачи товара, то такая сделка недопустима, поскольку наличие однородности товара в дополнение к сроку запрещает сделку.

Продажа дирхама за дирхам с отсрочкой платежа запрещена в соответствии со словами аль-Бара’ ибн ‘Азиба: «Посланник Аллаха  запретил обменивать золото на серебро в долг».

История о том, как европейцы ввели ростовщичество и проценты

Ростовщичество запрещено консенсусным решением богословов (иджма), которые ссылаются на слова Всевышнего:

«Аллах дозволил торговлю и запретил риба» (Бакара, 275).

«О те, которые уверовали! Не поедайте запретную прибыль (риба), многократно умноженную, и бойтесь Аллаха» (Имран, 130).

Ибн Мас‘уд (р.а.) сказал: «Посланник Аллаха ﷺ проклял пожирающего ростовщичество, того, кто кормит им, писца (который записывает ростовщический договор) и двух свидетелей. И он сказал: «И все они равны».

В другом хадисе сказано: «Золото — на золото, серебро — на серебро, пшеница — на пшеницу, ячмень — на ячмень, финики — на финики, соль — на соль равноценно и из рук в руки. А тот, кто добавил или потребовал добавления, совершил ростовщичество, и дающий равен в грехе берущему».

Муслим от ‘Убада ибн ас-Самита (р. а.) передал: «Золото — на золото, серебро — на серебро, пшеница — на пшеницу, ячмень — на ячмень, финики — на финики, соль — на соль равноценно и из рук в руки. А если эти категории различны, то обменивайте, как хотите, при условии из рук в руки». Слова «золото» и «серебро» являются общими фразами и распространяются на чеканные монеты и иные деньги.

В нашу эпоху бумажные деньги приравниваются к золоту и серебру в вопросах ростовщичества и закята. От ‘Абдуллаха ибн Ханзаля Гасиль аль-маляика передается: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Один дирхам, полученный за счет ростовщичества человеком, знавшим об этом, хуже пред Аллахом, чем совершение прелюбодеяния тридцать шесть раз».

Что чувствует сердце, когда человек отрекается от веры?

Муслим передал следующий хадис: «Золото — на золото, один — к одному, вес к весу, из рук в руки, излишек является ростовщичеством. Серебро — на серебро, один — к одному, вес к весу, из рук в руки, излишек является ростовщичеством…».

Имам Малик в труде «аль-Муватта» и ад-Даракутни в сборнике «ас-Сунан» привели следующую концовку хадиса: «Также все то, что взвешивается весами и объемом», указав на то, что причиной запрета является мера веса и объема.

Вся умма единогласна в запрете ростовщичества, а отрицающий это признается неверующим. Ростовщичество не ограничивается шестью категориями, упомянутыми в хадисе ‘Убады, а распространяется и на другие виды товаров с однородностью и излишком.

Из книги "Гражданские и финансовые правоотношения"

Социальные комментарии Cackle