• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что чувствует сердце, когда человек отрекается от веры?

Время чтения: 4 мин
1163

مَن كَفَرَ بِاللَّهِ مِن بَعْدِ إِيمَانِهِ إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْإِيمَانِ وَلَكِن مَّن شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِّنَ اللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

106

В риваяте от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху же говорится, что этот аят был ниспослан относительно ‘Аммара ибн Ясира.

Говорится, что многобожники, поймав его, его отца – Ясира, мать Сумайю, а также Сухейба, Биляла, Хаббаба и Салима радыяллаху ‘анхум, подвергли их пыткам. Они привязали Сумайю к двум верблюдам, и со словами: «Ты приняла Ислам только ради мужчин!», – разорвали её на части, убив также и её мужа Ясира. Что касается ‘Аммара, то он, не выдержав пыток, был вынужден отречься от веры на словах. Когда Посланнику Аллаха ﷺ сообщили, что ‘Аммар отрекся от веры, он сказал: «Нет, ‘Аммар не мог отречься от веры, ведь он с ног до головы пропитан ею, он сросся с ней!»

Позже к Посланнику Аллаха ﷺ явился сам ‘Аммар, он плакал. Тогда, стирая с его щек слезы, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если они опять подвергнут тебя пыткам и станут требовать от тебя отречься от веры, – (ничего страшного) отрекайся!» А следом был ниспослан этот аят».[1]

В риваяте от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху, который приводит в своем «Любаб ан-Нукуль» имам ас-Суюти, говорится, что когда заплаканный ‘Аммар пришел к Посланнику Аллаха ﷺ, он спросил его: «Что ты чувствовал, когда отрекался от веры? Почувствовал ли ты какое-нибудь облегчение?» На что ‘Аммар ответил: «Нет». Тогда Посланник Аллаха ﷺ позволил ‘Аммару и впредь говорить слова неверия, если многобожники снова станут пытать его и заставлять отречься от веры.[2]

В другом риваяте говорится, что многобожники заставляли ‘Аммара поносить Посланника Аллаха ﷺ и восхвалять своих богов, что тот, не выдержав пыток, и сделал. Когда, спасшись, наконец, от многобожников, ‘Аммар явился к Посланнику Аллаха ﷺ, и он спросил его: «Что ты оставил позади себя?», – тот ответил: «Зло, о Посланник Аллаха, произошли очень скверные вещи! Я поносил тебя, поминая их богов благом».

Тогда Посланник Аллаха ﷺ спросил его: «А что чувствовало на тот момент твое сердце?», – на что ‘Аммар ответил: «Оно преисполнено верой!» И тогда Посланник Аллаха ﷺ позволил ‘Аммару в случае необходимости впредь поступать также.[3]

В одном из риваятов от Ибн Сирина же говорится, что этот аят был ниспослан относительно ‘Аяша ибн Раби‘и[4], относительно которого был также ниспослан и 92-й аят суры «ан-Ниса».

«Если бы раскололась земля и заговорили бы мертвые, то они все равно не уверовали бы»

В риваяте от ‘Абдуррахмана ибн аль-Касыма об этом самом ‘Аяше говорится следующее: «Когда ‘Аяш ибн Абу Раби‘а из племени Бану Махзум принял Ислам, побоявшись сказать об этом (своим соплеменникам), он сбежал в Медину, где укрылся в одном доме. Узнав о том, что её сын стал мусульманином, его мать – Асма бинт Мухарриба стала выть и причитать.

Позвав своих сыновей от первого мужа – Абу Джахля и Хариса ибн Хишама, более известного под именем Хишам ибн Мугира, она сказала им: «Пока вы не приведете его ко мне, я не зайду в тень (своего) дома, не стану умащать (свои) волосы маслом, не прикоснусь к еде и не стану пить!»

Тогда те отправились на поиски своего брата, а вместе с ними отправился и Харис ибн Зейд ибн Абу Унейс. Добравшись до Медины и найдя дом, в котором укрывался ‘Айяш, те сказали ему: «Выходи, не прячься. С тех пор, как ты ушел, твоя мать не ступает под сень (своего) дома, поклявшись, что не будет ни есть, ни пить, пока ты не вернешься. Клянемся богом, ты будешь свободен в своем вероисповедании, мы не станем вмешиваться в твою религию и не станем принуждать тебя к принятию другой».

Слова о матери сильно подействовали на ‘Аяша, и, поверив их обещаниям, он вышел из своего укрытия. Однако те не сдержали своего обещания и, вывезя его за пределы Медины, крепко связали, а затем сильно избили. Каждый нанес ему не менее ста ударов палкой, после чего его доставили к матери.

Мать ‘Аяша сказала сыну: «Клянусь богом, я не развяжу тебя до тех пор, пока ты не отречешься от религии Мухаммада», – оставив того под палящим солнцем.

Ему приносили лишь поесть и попить. И в то время, когда ‘Аяш лежал связанный под палящим солнцем, к нему подошел Харис ибн Зейд и сказал: «Если твоя прежняя религия была верной, то ты (сам) отрекся от неё, если же это было лишь заблуждением, то ты снова к нему вернулся!»

Слова Хариса сильно разозлили ‘Аяша, и он сказал: «Клянусь Аллахом, попадись ты мне, я тебя убью!» После этого случая ‘Аяш окончательно переселился жить в Медину к мусульманам…»[5]

«Асбабун-Нузуль»

История ниспослания аята: «Они приписывают Аллаху дочерей, говоря что ангелы – дочери Аллаха»

[1] Имам аль-Вахиди, Асбаб ан-Нузуль, стр. 198.

[2] Имам Джаляледдин ‘Абдуррахман ас-Суюти, Любаб ан-Нукуль фи Асбаб ан-Нузуль, 1/225.

[3] Шихабуддин ас-Сейид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рух аль-Ма‘ани фи Тафсир аль-Куръан аль-‘Азым ва Саб‘ аль-Масани, 14/237-238.

[4] Абу аль-Фарадж Джамаледдин ‘Абдуррахман ибн Али ибн аль-Джаузи, Зад аль-Масир фи ‘Ильм ат-Тафсир, 4/495.

[5] Имам аль-Вахиди, Асбаб ан-Нузуль, стр. 117; ‘Иззуддин ибн аль-Асир Абу аль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усд аль-Габа фи Ма‘рифат ас-Сахаба, 1/394; 4/321.

Социальные комментарии Cackle