Что говорил Пророк Мухаммад (мир ему) о ценообразовании?
Вопрос.
Собираюсь открыть свой собственный бизнес, а именно заняться продажей товаров. Разъясните, пожалуйста, основные моменты, связанные с этим вопросом. Что с точки зрения ислама является дозволенным, а что нет? Заранее спасибо!
Ответ.
В экономической деятельности и при обменах товарами между людьми главным является соблюдение справедливости. По этой причине, чтобы не допустить обмана сторон и каких-либо мошеннический действий в долговых отношениях, все условия должны быть четко и ясно прописаны в договоре.
В нормальных условиях стороны соглашаются лишь с условиями, которые им знакомы и приемлемы. По этой причине такие обстоятельства, как принуждение, введение в заблуждение или искажение фактов, а также согласие из-за неполной или неточной информации, согласно исламскому праву могут считаться препятствием в заключении сделки купли-продажи. И такие ситуации непосредственно рассматриваются в контексте мошенничества и обмана.
Более того, нет никакой разницы между этой ситуацией или ложной и преувеличенной рекламой. Важно отметить, что человек должен принимать решения совершенно свободно и осознанно. Каждый препятствующий этому факт, нарушает договор и дает право участнику его расторгнуть.
Опять же, по этой причине запрещена продажа отсутствующих товаров (мадум). Продажа частично отсутствующих товаров по договору "селем" разрешена, но только при условии большой необходимости, и если ясно определены характеристики этого товара. В обычных условиях отсутствующий товар не должен продаваться, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) по этому поводу сказал: “Не продавай того, чего у тебя нет при себе.” 1
Очевидная мудрость этого запрета состоит в том, чтобы предотвратить ненужный рост цен со стороны посредников, которые искусственно завышают цену. А также это может привести к обману покупателя, из-за того, что он не знаком с реальным товаром и его истинной ценностью. Это раскрыто в хадисе, в котором сказано: "Тот, кто покупает продукты питания, пусть их не продает, прежде чем они попадут к нему в руки.” 2
Возможно, это было сказано, чтобы избежать повышения цен ненужными продажами. С другой стороны, это могло способствовать снижению цены продавцом. По этому поводу Абдуллах ибн Омар сказал: «Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) народ совершал покупки, прежде чем доходил до рыночного места. В ответ на это, он [Пророк] послал чиновника к торговцам и запретил продавать вне рынка». 3
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил скупать у крестьян товары в дороге, чтобы пресечь возможность горожан и торговцев обманывать крестьян, пользуясь тем, что они могут не знать реальных цен на сельскохозяйственные продукты. Если сделка совершалась и на лицо был факт обмана, то крестьяне имели право расторгнуть сделку, потому что одна из сторон находилась в неведении.
Также в исламе запрещено завышать цену прибегая к помощи подставных покупателей. Ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:4 "Не завышайте цену". Потому что в этом деле присутствует искусственное завышение цены. Если реальный покупатель узнает о подвохе, он не примет такую цену. В данном случае его согласие, воля и изъявление были нарушены.
Если посмотреть с другой стороны, продавец нашел мошеннический способ продать товар по цене, выгодной только ему. Однако продажи в виде аукционов, на которых присутствуют реальные покупатели, допустимы. Ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продал вещь одного из бедных сподвижников тому, кто предложил большую цену.5 Чтобы оптовая продажа (муджазафа или джузaф) совершалась в рамках дозволенного, необходимо чтобы о продающемся товаре имелось представление.
_____________________________________________
1. Абу Дауд, Бую 68. С. 3/768-769.
2. Бухари, Бую 54. С. 3/23.
3. Мирас, Таджрид-и Сарих. С. 6/446.
4. Абу Дауд, Бую 44. С. 3/719.
5. Саани Мухаммад б. Исмаил, Субулус-Салам Шерху Булугиль-Мерам, Дару Илахият-Турасиль-Араби 1379/1960, 4-изд. С. 3/279.
Также по этой теме читайте:
Следуем Сунне: 6 главных правил торговли
«В исламе нет ограничения на прибыль…»
"Черный" рынок и свободная экономика - что об этом говорил Пророк Мухаммад (мир ему)?
Islam-today