Бей‘ аль-вафа – сделка для тех, кто нуждается в наличных деньгах
Фото: YuriArcursPeopleimages / elements.envato.com/ru.
Бей‘ аль-вафа означает торговую сделку, в которой нуждающийся в наличных деньгах продает недвижимость или что-то иное с условием, что при возврате денег он имеет право на возврат недвижимости. Шафииты назвали эту сделку «ар-рахн аль-му‘ад» (возвратным залогом). В Египте она известна как «бей‘ аль-амана» (доверительная сделка), на территории Леванта — как «бей‘ аль-ита‘а» (подчинительная сделка).
Ее природа колеблется между залогом, в котором производные заложенного объекта находятся на гарантии, и куплей-продажей, дающей право пользования предметом. Фетва гласит, что эта сделка является куплей-продажей и она является действительной. Однако покупатель не имеет права перепродать купленный товар.
Фудули: когда сделка в исламе становится несанкционированной?
Согласно мнению некоторых богословов, данная сделка имеет схожесть с тремя сделками: действительной сделкой, испорченной сделкой и залогом.
Схожесть с испорченной сделкой (фасид) дает ей некоторые нормы, подобные праву расторжения договора обеими сторонами. Схожесть с действительной сделкой порождает иные последствия, например, дозволенность пользования товаром.
Схожесть с залогом также вызывает определенные нормы, например, недействительность перепродажи товара или передачи в качестве залога со стороны покупателя, аннулирование долга по причине негодности залога. Бей‘ аль-вафа считается дозволенной из-за нужды людей в подобных сделках и при условии целостности товара и платы.
Согласно предпочтению аз-Зайля‘и (ханафитский богослов, автор книги «Насб ар-рая» - прим.), это сделка считается куплей-продажей.
Шейх Мустафа аз-Зарка склонился к мнению, что товар и плата в бей‘ аль-вафа имеют статус заложенного имущества и долга, а не реального товара и платы («Аль-Мадхаль аль-фикхи аль-‘амм», 674/6).
"Гражданские и финансовые правоотношения"