Правда ли, что Пророк (ﷺ) приравнивал сладкоречие к колдовству?
В сборниках Бухари и Муслима передаётся хадис, согласно которому посланник Аллаха, мир ему, сказал:
«Поистине, в красноречии есть колдовство».
По поводу разъяснения этих слов один из шейхов сказал следующее: «Среди простого народа красноречие также называется колдовством».
Но здесь не имеется ввиду то колдовство (сихр), во время которого человек обращается за помощью к дьяволу. Однако здесь имеется в виду языковое значение слова «сихр», так как красиво завуалированные слова скрыто действует на сердце. Поистине, сладкоречивый муж, говорящий красивым языком, может пленить сердца людей. Иногда с помощью красноглагольствований он может показать истину ложью, а ложь – истиной»
Так же от Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, передаётся, что посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Не сообщить ли мне вам, что относится к колдовству? Это – клевета и распространение сплетен»
Колдовство – это своего рода подмена реальности, когда человек видит мир частично, искажённо, с заданной для него стороны. На практике наверно многие могут убедиться, как сильно воздействуют на формирование представлений человека донесение до него искажённой информации, в виде сплетен, клеветы или лжи.
Такое же воздействие может иметь и клевета и сплетни, потому что даже если люди находятся в хороших отношениях, чье-то недоброе слово со стороны может внести в их союз подозрительность и домыслы. И даже если они были уверены в надёжности друг друга, искаженная информация о партнёре может зародить в них сомнения.
Вспомним случай Пророка (мир ему) и Аиши (да будет доволен ею Аллах). Возможно, её отставание так и осталось бы ничего не значащим эпизодом, если бы не злые языки, которые породили множество сплетен и клеветы. Это привело к тому, что Пророк (мир ему) любящий и доверяющий своей супруге, стал сомневаться, чем причинил ей страдания. Если бы не помощь Всевышнего и ниспослание разъясняющего аята, мог бы быть разрушен брак двух любящих праведных людей…
Коран приводит средство, которое поможет защититься от подобного колдовства. В суре «аль-Худжурат» приводятся следующие слова:
«О те, которые уверовали! Если нечестивец принесёт вам весть, то разузнавайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (сура "аль-Худжурат", аят 6)
Мужэахид и Катада по поводу ниспослания аята сказали следующее:
«Посланник Аллаха (мир ему) послал аль Валида ибн Укбу к племени аль Мусталяк собрать закят. Они вышли встречать его с закятом, но он испугался и вернулся к посланнику Аллаха (мир ему) со словами: «Племя аль Мусталяк собралось выступить против тебя». У Канады: «Они отвернулись от Ислама».
Тогда Посланник Аллаха (мир ему) послал к ним Халида ибн аль Валида, да будет доволен им Аллах, чтобы тот удостоверился и не торопился с решением. Он прибыл к ним ночью и отправил своих разведчиков, которые подтвердили, что они не отворачивались от веры, и то, что они слышали их призыв на молитву.
Вернувшись, Халид известил обо всем посланника Аллаха (мир ему). И был ниспослан этот аят. Катада (да будет доволен им Аллах), сказал: «Сказал Посланник Аллаха (мир ему): «Осмотрительность (для полной ясности) – это от Аллаха, а спешка от шайтана» (Табари, 31678).
Другое средство защиты – это избежание посевных выводов и подозрений:
«Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (сура «аль Худжурат», аят 12).
Сладкоречие может вводить в заблуждение. Ловкое манипулирование фактами, преувеличение некоторых деталей и игнорирование других может создать совершенно противоположную картинку. Логичность изложения не является признаком правдивости.
Поэтому Коран не только осуждает ложь, искажения, клевету и домыслы, но также предостерегает от того, чтобы верить ненадёжным людям на слово и тем более питать какие-то подозрения и домыслы. Наверно, это единственный вид колдовства, от которого человек может защититься благодаря своему усердию и внимательности.
Ася Гагиева