"В наши дни в умме творится безумие в вопросах акыды"
Почему таухид - самая важная шариатская наука?
В отношении Аллаха невозможно помыслить ничего, чем мы можем описывать этот мир или применять к этому миру. И даже если Аллах Сам Себя словесно описал этими понятиями, то мы говорим, что это разная реальность.
Вот, например, есть «ручка» двери, а есть «ручка», которой мы что-то пишем. Одно слово, но абсолютно разные понятия. Здесь то же самое. Мы говорим, что реальность Аллаха и наша реальность – они не совместимы.
Ваххабиты так не считают. Они могут десять тысяч раз в день делать намаз, но из-за неверной акыды у них все аннулируется. Человек может не делать намаз, но, имея правильную акыду, он будет считаться мусульманином. Если Аллах захочет, Он его простит. Но если у него в акыде будет куфр, неверие, то Аллах его уже не простит.
Здесь надо четко понимать приоритеты: в Исламе сначала идет вероубеждение, а потом деяния. Мы не говорим, что деяния не имеют ценности или что их не нужно совершать. Но деяние – это как плод, а корень – это акыда. Какой будет корень и ствол, такие и будут плоды.
Поэтому, в первую очередь, мусульманин должен начинать изучать основы Единобожия – Таухида. Эта та наука, в которой сейчас очень много невежества, даже среди богословов, преподавателей исламских университетов. Они уже не понимают, что является приоритетом в акыде, а что не является, что первостепенно, что второстепенно.
Например, они какие-то политические выгоды могут поставить выше акыды, говоря, что это второстепенные разногласия, зачем углубляться в них. Сейчас творится какое-то безумие в исламской умме в связи с вопросами акыды. Когда ты хочешь глубоко изучать акыду, тебя считают фанатиком. Говорят, что ты теоретик, книжник, которому нечем больше заниматься, кроме того, как влезать в непонятные вопросы.
Это приобрело какие-то ужасающие масштабы. Казалось бы, люди, которые приходят в исламские университеты, – они приходят изучать религию, но даже там изучение акыды – очень странное явление...
Продолжение следует
Рашид Исаев