Почему сподвижники не делали мавлид?
В наши дни особенно много нападок совершают на мавлид. Противники мавлида говорят, что сам Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники мавлид не делали, поэтому это мерзкое новшество, бидаа, это грех.
Прежде всего надо сказать, что в шариате мы не можем выносить суждения о чем-либо, пока мы не разберемся с определением этой вещи. Что такое мавлид? Буквально это слово означает рождение. В религии это означает любую форму радости по поводу рождения Пророка (мир ему и благословение), радость по поводу того, что Всевышний даровал нам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), последнего Пророка и господина всех людей. Люди собираются, чтобы почитать Коран, зикры, сиру Пророка (мир ему и благословение), раздать садака, угостить присутствующих, напомнить друг другу о той милости, которую в лице Пророка (мир ему и благословение) Аллах нам даровал. Ведь мы живем во времена упадка знаний, упадка нравственности, люди даже сиру, жизнь Пророка (мир ему и благословение) толком не знают. Поэтому некоторые ученые говорят, что мавлид в наше время не просто желателен, а даже обязателен.
Почему сподвижники не делали мавлид? Потому что им не было надобности в каких-то особых воспоминаниях о Пророке (мир ему и благословение), он был у них все время перед глазами, даже после его смерти. Также в этом не было необходимости для первых трех праведных поколений. Потому что они и так прекрасно знали Сунну, знали сиру, практиковали шариат, и в особых напоминаниях не было надобности. Но потом пришли тяжелые времена, люди стали забывать религию, любовь к Пророку (мир ему и благословение) стала уходить из сердец людей, он стал для них просто исторической личностью, который жил давно, о котором они мало что помнили. А ведь он говорил, что «кто не любит меня больше своих родных, своих детей, больше всего на свете, его иман не совершенен». Поэтому появилась необходимость в особом напоминании о Пророке (мир ему и благословение), чтобы у людей не пропадала любовь к нему. И ученые это дозволили.
Если мы посмотрим – из чего состоит мавлид, то увидим, что он состоит из дозволенных вещей. Есть правило, что если во время дозволенного действия будет совершаться что-то плохое, то оно тоже станет запретным. Если в какой-то мечети вдруг появится смешение полов, туда будут приходить раздетые женщины, то в такую мечеть ходить будет нельзя, хотя в основе ходить в мечеть - очень похвальное дело. Если мавлид делается в соответствии с шариатом – там нет смешения полов, нет спиртного, запретной музыки или пения, если там читают Коран, зикр, читают сиру, то это дозволено. Это даже желательно – ведь читать Коран, делать зикр желательно. И если кто-то это запрещает, то они запрещают дозволенные вещи.
Однажды мне случилось присутствовать в джамаате, состоящем как раз из таких «борцов» с новшествами. Дело было перед пятничной молитвой. Когда надо было читать азан, кто-то сказал, что надо читать азан только один раз, потому что двойной азан появился при халифе Усмане (да будет доволен им Аллах), и поэтому является новшеством. Другие возражали ему. Тогда встал еще один человек и сказал: «раз есть расхождения в этом вопросе, давайте вообще не будем читать азан, ведь это сунна, а не фард». И в итоге вообще люди не стали читать азан.
То есть, если люди не имеют элементарных знаний по религии, они вообще могут дойти до такого вот абсурда. Если мы что-то не понимаем в религии, то нужно обращаться к ученым, а не советоваться с такими же невеждами. Религия дошла до нас чистой, Пророк (мир ему и благословение) сказал, что большинство его уммы всегда будет на верном пути, так что нам нужно держаться за путь большинства. Если люди говорят, что религия дошла до нас со множеством искажений и нуждается в очищении, то получается, они не верят в истинность слов Пророка (мир ему и благословение), который сказал, что «моя умма не сойдется на заблуждении», что его умма разделится на 73 течения, но большинство будет на истинном пути. Так что большинство ошибаться не может.