• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О светских законах и секуляризме

Время чтения: 2 мин
3808

«Любые повеления и запреты (ахкямы) может устанавливать только Аллах. В этом есть указание на мазхаб людей, который нам в этом противоречит» – что на основе разума человек может прийти к тому,что для него обязательно, что желательно, что запретно (как говорили мутазилиты). В их понимании разум сам может прийти к тем или иным положениям. Понятно, что эта идея порочна и результаты следования ей мы можем видеть в наше время – что в какой-то период истории люди стали считать, что источником ахкямов (повелений и запретов) являются люди, общество, народ. Как сейчас говорят, что народ является источником закона, народ определяет, что хорошо и что плохо путем голосования. Если большинство народа считает, что это хорошо, то это хорошо, если большинство считает, что это плохо, то это плохо. Таким образом, общество из своей среды выбирает каких-то профессионалов, специалистов, как они считают, которые будут устанавливать какие-то повеления и запреты, то есть ахкамы (говоря языком шариата).

Эта порочная идея мутазилитов, что человек с помощью своего разума может сам решать, что хорошо и что плохо, выразилась в современных взглядах, в современных, выдуманных людьми, законах, когда люди сами определяют какие-то повеления и запреты на основе своего разума. Разумеется, мутазилиты не говорили то, что эти секуляристы сейчас говорят, но сама идея о том, что на основе разума человек может решать, что хорошо и что плохо, она порочна и ведет к очень дурным последствиям. Мы говорим, что все ахкямы только от Аллаха, только из шариата.

Поэтому главной напастью, главным бедствием наших дней является именно секуляризм. Что такое секуляризм (или по -арабски «аль-‘ильмания») – это идея о том, что часть из внешнего мира, того, что нас окружает, находится вне поля шариата, вне повелений и запретов Аллаха. Что  к шариату относятся только вопросы ‘ибадата, поклонения, а правила управления государством, судебная  система и т.д. – этим должен заниматься светский закон, конституция. Это идея явного куфра, человек, который так считает, не может считаться мусульманином. Другое дело, что мы сейчас вынуждены жить в такой ситуации (когда у нас нет шариатского гос-ва), но сама идея о том, что шариат охватывает только часть жизни человека, другую часть может охватывать светское право (или римское право, на котором построено светское законодательство) – это идеи явного куфра. Пусть Аллах защитит нас от этого вида куфра. 

Социальные комментарии Cackle