На чем основывается акыда ашаритов и матуридитов? Вторая основа
На чем основывается акыда ашаритов и матуридитов? Первая основа.
- Аллах описан величественными качествами совершенства, которые не имеют ограничений в своем совершенстве и количестве. Эти атрибуты не являются самой сущностью, но и вне сущности также не существуют, а как они существуют в Аллахе мы не знаем, ибо суть сущности и атрибутов Аллаха не познаваема. Также качества Творца небес и земли неизменяемы.
Этой основой отвергается мазхаб мутазилитов, а также мазхаб вуджудитов, заключающийся в том, что качество и сама сущность — это одно и то же, то есть атрибут Знание означает, что Аллах знающий, и в этом нет утверждения качества «знания», а иначе (как они считают) это будет утверждением существования нескольких предвечных, то есть предвечный Аллах, предвечное знание, предвечная сила и т. д.
Если принять, что Знание — это Знающий, а Сила — это Всемогущий, то получается что Знание и Сила одно и тоже, а из этого вытекает опустошение атрибутов (та’тыль).
فائدة
Мазхаб опустошения сыфатов, согласно ахлюс-сунна, заключается в отрицании самого факта наличия у Аллаха предвечных атрибутов, как Сила, Знание, Воля, Жизнь, Речь и т. д., как это делали мутазилиты, а в утверждении, что смысл «йад» неизвестен нам, нет аннулирования атрибутов, потому чтонезнание смысла не означает отсутствие самого атрибута.
А согласно муджассима, опустошение сыфатов — это утверждение их нетелесной природы, потому что муджассим считает, что существовать могут только тела и только в пространстве и направлении. Когда ахлюс-сунна говорят, что Аллах не является телом, не занимает пространство, не имеет направления, для муджассима это означает утверждение абстракции, которая не может существовать в объективной реальности, так как все нетелесное и нематериальное не может существовать, поэтому акыда «танзих» для них означает опустошение, и (согласно их утверждению) Бог, которому поклоняются ашариты, — это «Небытие» (аль-`Адам).
Также основа неизменяемости атрибутов отвергает мазхаб Ибн Таймии, который считал, что атрибуты Аллаха изменяются. Примером этому является его убежденность, что воля Аллаха — это не единый предвечный и неизменяемый атрибут, а непрерывная цепочка «воль», каждая из которых имеет начало и конец. Акыда же ахлюс-сунна заключается в том, что ни сущность Аллаха, ни Его качества неизменны, потому что абсолютное совершенство неизменно.
Одним из примеров лжи, активно возводимой на ашаритов, является утверждение, что ашариты, якобы, относят к Аллаху только 7, 8, 11, 13 или 20 сифатов, а все остальные они отрицают. И как довод на это приводятся ашаритские матны, в которых эти атрибуты перечисляются, но никто так и не смог привести ясные слова ашаритов, что «Аллах описан ТОЛЬКО этими сифатами, и ничем, кроме эти сифатов, Аллах не описан».
Смысл же выделения определенного количества атрибутов в том, что, если мукалляф не знает чего-то из этих атрибутов, либо сомневается в их обязательности, он не знает своего Господа.
Совершенство Аллаха бесконечно, а атрибуты — это описание совершенства Господа, поэтому они бесконечны, но мукалляф (разумный, достигший совершеннолетия человек - прим.ред.) не может быть обязан познать бесконечное, либо все описания, пришедшие в Коране и Сунне, поэтому ученые по каляму выделили ряд атрибутов, которые заключают в себе основные смыслы всех других атрибутов.
Рашид Исаев
Понравилась статья? Пожалуйста - репост!