Может ли женщина включить в брачный договор требование о разводе?
Вопрос:
Я бы хотел узнать, может ли женщина поставить условием брачного договора, что она хотела бы учиться (изучать религиозные науки) в определенном месте определенное количество лет (скажем, 6), и что в случае невыполнения она предпочтет развод.
Также в течение всего этого времени она не хочет иметь детей. Что бы вы посоветовали такой женщине, которая выходит замуж и для которой важнее всего учеба? Человек, который хочет на ней жениться, тоже намерен учиться долгое время (но при этом он не определяет минимум или максимум лет).
Ответ:
Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том.
Условия, оговариваемые в брачном договоре, либо связаны с правом жены на развод, либо являются просто условиями, которые проговариваются (договоренности).
Постараемся, ИншаАллах, пролить свет на оба вида условий и на то, как они влияют на брак (его действительность).
Условия с правом жены на развод
В основном, есть три вида условий, установленных брачным договором (без упоминания развода):
- Условия, подчеркивающие те права супругов, которые они и так обязаны выполнять просто потому, что к этому обязывает договор никяха, например, то, что жена будет получать материальное обеспечение, одежду и кров, что муж будет заботиться о жене должным образом (ма'руф) и, аналогично этому, что жена будет послушной мужу во всем дозволенном, что касается их брака, и т. д.
Хукм этих условий (существует иджма на этот счет), что оба супруга обязаны выполнять их, даже если эти условия не прописаны в договоре. Если муж не поступает в соответствии с этими условиями, то жена имеет право требовать развод по Закону [в шариатском суде или у имама].
- Условия, противоречащие идее брака согласно шариату. Другими словами, противоречащие условиям, названным в пункте А. Например, такие, что жена не получит махр, что муж не будет материально обеспечивать жену, или что муж не будет иметь права на интимную близость с женой, или что он должен будет развестись с первой женой и т. д.
Решение (хукм) шариата на этот счет, что они недействительны, а брак действителен. Они не имеют никакого влияния на действительность брака, и ни один из супругов не обязан их выполнять.
Имам аль-Бухари, рахимахуллах уделил отдельную главу в своем «Сахихе» недозволенности таких условий под заглавием «Глава, рассматривающая условия, не дозволенные при брачном контракте».
Затем он привел следующий хадис.
Саййидуна Абу Хурайра (р.а.) передает от Посланника Аллаха (ﷺ):
«Не дозволено женщине просить развода для ее [исламской] сестры (т. е. жены её будущего мужа) с целью лишь самой получить от него всё, ведь она получит лишь то, что ей предначертано (уготовано)».
Он также приводит высказывание Саййидуны Ибн Мас'уда (р.а.):
«Женщине, выходящей замуж, не следует ставить условие, что её сестре [по вере] будет дан развод».
- Третья категория условий контракта – это условия, не относящиеся ни к первой, ни ко второй категории, так как они не подкрепляют признанные права супругов, с одной стороны, и не противоречат им – с другой. Это те условия, в которых есть определенная выгода (обычно) для жены, такие, как условие не жениться ещё раз или то, что муж не заставит её покидать родной город и т. д.
Что касается выполнения этой группы условий, существует разные мнения факихов на этот счёт.
По мнению имама Ахмада Ибн Ханбаля, рахимахуллах, эти условия обязательны к выполнению, и, если муж каким-либо образом пренебрегает ими, жена имеет право просить аннулирования брака.
Однако, согласно остальным трём школам исламского права (Ханафи, Малики, Шафи'и), выполнить условия, подобные этим, – религиозная обязанность мужа, но не связывающая его юридически, так как это не то, к чему может обязать его суд, и жена не может просить об аннулировании брака.
Приведём доводы, подкрепляющие это мнение:
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Любое условие, которого нет в книге Аллаха, недействительно».
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Все условия, о которых договариваются мусульмане, должны соблюдаться, кроме условий, запрещающих то, что разрешено, и разрешающих то, что запретно».
Говорят, что брать вторую жену является законным для мужа и оговаривать условие, которое не даёт ему воспользоваться этим правом, не является дозволенным.
Однако речь идет о моральной обязанности мужа исполнить свое обещание, так как Всевышний Аллах сказал (смысл):
«И будьте верны своим обязательствам. Ведь Аллах спросит у человека, нарушившего обещание или договор, об этом и накажет его за это нарушение».
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал, что невыполнение обещаний – это признак лицемера.
Таким образом, человек совершает грех, не выполняя эти условия (третьей группы), но это не влияет на действительность брака.
Условия, связанные с правом жены развести себя
Часто в договоре условия прописываются таким образом, что если муж не выполняет их, то жена имеет право развести себя сама. Это (передача жене права на развод) в терминологии фикха называется тафвид.
И есть три ситуации:
- Когда тафвид произошел после того, как был заключен брак. Это, без всякого сомнения, может быть сделано. Однако здесь не идёт речь о каких-то условиях, так как брак уже заключен.
Когда муж передает жене право на развод, это право действительно только в конкретном месте [и времени] (в данном маджлисе). Если она не воспользовалась им, то оно пропадает.
Однако если муж дал это право на определенный период, например, 5 лет или постоянно, то она имеет это право на протяжении этого периода.
- Когда тафвид происходит во время заключения брака, когда жена ставит условия и требует передачи ей права на развод в случае, если условия не выполняются.
Это тоже допустимый и действительный вид тафвида, но только в том случае, если предложение вступить в брак вместе с требованием о тафвиде исходило от женщины, а мужчина лишь принимает его. Если происходит обратное (предложение исходит от мужчины), то это не считается.
В этом случае, если брак с условиями тафвида заключается по инициативе женщины, то тафвид она получает автоматически, если условия нарушены.
- Тафвид имеет место до заключения брака. Другими словами, женщина выдвигает определенные условия, и в случае заключения брака и дальнейшем невыполнении этих условий, она имеет право на саморазвод.
Это также является дозволенным, но только при одном условии – муж связывает тафвид с никяхом, то есть он имеет в виду: «Если я женюсь на тебе и не смогу выполнить такое-то и такое-то условие, то у тебя будет право развестись самой».
В этом случае, если они вступают в брак, и муж не может выполнить условия, то жена имеет право развести себя сама.
Стоит здесь отметить, что, хотя право давать развод изначально принадлежит мужу, он может передать его жене, с условиями или без. С тех пор, как муж передал жене это право, его нельзя взять обратно, разве что она сама вернет его ему.
В свете сказанного вот ответ на ваш вопрос:
Если вы наделите правом развода свою жену, связывая это право с вашим браком, то у неё будет это право, с условиями или без. Если вы свяжете это право с определенными условиями, то у неё будет это право, только если эти условия не выполняются.
Однако, если вы не передадите ей право на развод, а условия просто будут упомянуты, то условие не иметь детей нарушает условия первой группы, и будет считаться недействительным.
Причина этого в том, что право мужа на близость с женой, не предохраняясь, – это установление шариата. Таким образом, вы не обязаны соблюдать это условие.
В том, что касается учёбы, установленное право мужа в том, что жена остаётся с ним и не покидает пределов дома без его разрешения. Если она делает условием то, что вы должны ехать с ней, это условие не относится ко второй группе и, таким образом, согласно ханафитскому мазхабу, вы должны выполнить его.
Следует помнить о том, что брак, не обремененный условиям, самый лучший брак. И лучшие способы организации отношений – это взаимопонимание и проявление характера, манер и нрава лучшего из созданных, ставшего примером для всего человечества [Пророка (ﷺ) ].
А Аллах знает об этом лучше.
Рашид Исаев
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!