• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Десять раз подумай перед тем, как что-то запретить

Время чтения: 3 мин
4258

 

В наши дни есть группа заблудших людей, которая выдвинула следующее правило, что в мирских вопросах все дозволено, кроме того, на что есть довод, что это запретно. А в вопросах поклонения наоборот, все запретно, кроме того, на что есть довод, что это разрешено. То есть люди разделяют поклонение и обычную жизнь. И говорят, что в поклонении все, чего не было при Пророке (мир ему и благословение), запретно. Этому утверждению нет никакого доказательства в шариате. Обычно в доказательство такому утверждению приводят хадис из сборника имама Навави «40 хадисов»:

«Если кто-то вводит в нашу религию что-либо новое, искажающее ее, то оно будет отвергнуто (не принято)». Этот хадис передали имамы Аль-Бухари и Муслим.

Но они забывают, что есть другой хадис, где говорится:

«Тому, кто вводит в Ислам хорошее дело, хороший обычай (суннатан хасанатан) воздается вознаграждение за него и за тех, кто следовал этому, не уменьшая их вознаграждения, а кто вводит в Ислам плохое дело (суннатан саййи’атан), то он набирает грех за это и за тех, кто последовал этому, не убавляя их грехов».

Эти два хадиса дополняют друг друга. Их нельзя отрывать друг от друга. Ни в одном вопросе шариата мы не имеем права выносить суждение, если мы не знаем всех хадисов (и аятов) по этой теме. Иначе получится, что мы одну часть религии противопоставляем другой. А если брать первый хадис и не брать второй, то получится, что мавлид делать нельзя, салам друг другу после намаза давать нельзя, зикр после намаза вслух читать нельзя и т.д.

Обвинение в нововведении – это очень серьезно. Это все равно, что обвинить человека в совершении больших грехов. Не все, что появилось после смерти Пророка (мир ему и благословение) запретно. Как мы можем отделить хорошее новшество от плохого? Это очень хорошо объяснил наш великий ученый, имам Навави, рахимахуллах. Он сказал, что все новое, что противоречит Корану, Сунне и иджме ученых, это дурное новшество. Если же новшество ничему этому не противоречит – это хорошее новшество. На этом основании ученые делят новшества, которые появились после Пророка (мир ему и благословение) на хорошие и плохие. Нельзя говорить, что все новшества в поклонении, которые люди могут придумать, хорошие. Так тоже делать нельзя. Но и нельзя говорить, что все, что появилось – это запретно. У нас нет крайностей, мы религия срединного пути. У нас нет буквализма, какой есть, к примеру, в иудаизме, и наоборот, нет таких послаблений, как в христианстве, где вообще нет понятия шариата, дозволенного и запретного.

Великий ученый Мулла Али Кари, рахимахуллах, говорит о зиярате к могиле Пророка (мир ему и благословение), про которое некоторые люди говорили, что это новшество, что есть иджма ученых о желательности этого дела. И более того, он пишет: «я опасаюсь, что человек, который запрещает желательные вещи (мандуб, действия, за совершение которых будет награда), может впасть в неверие». Решение шариата о таком человеке (который запрещает желательные вещи) более жесткое, который запрещает просто дозволенные действия (мубах). Так что люди, которые запрещают действия, за которые будет награда, могут попасть в неверие. Поэтому надо десять раз подумать, прежде чем что-то запрещать в шариате, особенно в тех вопросах, где есть расхождение между учеными. Можно запретить только то, относительно чего есть однозначное мнение, что это запрещено. Иначе может получиться, что ты запрещаешь то, что дозволил Всевышний Аллах. А это уже будет неверием.

Социальные комментарии Cackle