Арш и «истава»
Имам говорит: «Мы подтверждаем, что Всевышний «истава» над Аршем без нужды в нем, и Он не находится над ним, и Он Хранитель Арша и остального мира без нужды в них. А если бы Он нуждался в Арше, то как бы Он смог сотворить мир и управлять творениями? Если бы Аллах нуждался в сидении и нахождении (на Арше), то где был Аллах до сотворения Арша? Аллах чист от всего этого».
Я говорю:
Значение божественности – это отсутствие Его нужды в ком-либо и нужда всего остального всего в Нем. Также сказано в «Ас-Санусия».
И поэтому установлено отсутствие нужды Всевышнего в сидении или нахождении (где-то), во времени и месте. Он все сотворил, не нуждаясь в этом.
Джа`фар ас-Содык сказал: «У Единобожия (таухид) три составляющих: чтобы ты знал, что Аллах ни из чего, ни в чем и ни над чем. И кто Его опишет состоящим из чего-то, тот опишет Его качеством творений, впадая из-за этого в неверие. А кто скажет, что Он находится в чем-то, тот придаст Ему начало, впадая из-за этого в неверие. А кто скажет, что Он над чем-то, тот припишет Ему нужду и место, впадая из-за этого в неверие».
От Мухаммад ибн аль-Хасана передается: «Мы говорим: «Мы верим во все, что передается от Аллаха, согласно желанию Аллаха, и мы не представляем образ. Также мы верим во все, что передается от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, так, как он это подразумевал»».
И ученые разошлись в понимании природы Арша. Одни сказали, что это трон из света, а другие, что из красного жемчуга. Об этом сказано в «Бахр аль-Калям».
Сказано в «Дакаик аль-Ахбар» : «Аллах сотворил Арш из белого жемчуга, длина его равна семикратному расстоянию между небом и землей, и Скрижаль подвешена под Аршем и содержит в себе все, что было и будет до Судного дня».
Рашид Исаев
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.