• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Абу Али аль-Ашари о правилах даавата (призыва к Исламу). Часть 2

Время чтения: 5 мин
2289

 

Абу Али аль-Ашари о правилах даавата (призыва к Исламу). Часть 2

Абу Али аль-Ашари о правилах даавата (призыва к Исламу). Часть 2

 

Чтобы проиллюстрировать свои слова, я хочу прочитать отрывок из книги имама Аль Газали, рахимахуЛЛах, «Айюхаль Валяд» - «О, мой сын», это письмо ученого к одному из близких учеников. Имам делает наставление своему ученику, и вот что он пишет:

«Я предупреждаю тебя, чтобы ты никогда ничего не брал из того, что тебе дают «умара» - правители».

Если переводить на наш язык, не надо стремиться к деньгам богатых спонсоров. Кто дает эти средства, выделяет эти гранты – это делают какие-то богатые шейхи из арабских стран, владельцы всяких транснациональных корпораций, которые заключили договоры с западными странами, и которые на самом деле грабят свой народ. Они сами живут в роскоши, а их народ, простые люди из их стран, зачастую, бедствуют, живут в нищете, в арабских странах огромный процент людей, которые даже не имеют читать и писать. Первыми словами Всевышнего, обращенными к нашей умме, были слова «Икра!» - «Читай!», а наша умма в массе своей не умеет читать. А мы хотим брать деньги от этих людей.

«Даже если ты считаешь, что эти деньги – халяль».

Не надо брать деньги у правителей, у богачей, у олигархов, даже если нам кажется что это дозволено.

«Получение пользы, удовольствия, от этих денег будет уничтожать религию, потому что это рождает угодничество (к этим людям)».

Если этот человек тебе дает деньги, ты будешь от него зависеть – ты должен будешь ему улыбаться, пожимать ему руку, вести с ним себя так, чтобы он у тебя этих денег не отобрал, чтобы он тебе еще дал денег – то есть начинается угодничество. Если ты не будешь этого делать, он не будет тебе давать этих денег, а даст тому, кто лучше улыбается, ниже кланяется.

«И ты начнешь его защищать»

Кто-то скажет, что он притесняет людей, что он нечестный человек, ты будешь говорить что он, наоборот, хороший, потому что на Ислам жертвует.

«И тем самым, ты будешь помогать ему в его притеснении, несправедливости».

В наши дни стать богатым честным путем очень сложно. Чтобы халяльный рубль заработать, нужно очень постараться. Заметим, что это имам Газали говорит про халяльные деньги – не про деньги с казино, с продажи спиртного и чего-то подобного. И все равно он говорит, что их не надо брать. Эти деньги не принесут пользы.

Пускай человек даст тебе сто рублей от своей честной зарплаты, это может дать больше плодов. Польза от денег не измеряется количеством денег. Мы не знаем, где больше бараката. У нас может быть большая сумма денег, а от нее не будет никакой пользы. Вроде были большие деньги, а человек не может вспомнить – на что ее потратил, куда она подевалась, растратил на какие-то пустяки, ненужные вещи. Это значит, что в этих деньгах не было бараката. А может быть небольшая сумма, но человек очень много полезного на нее сделал - кого-то в гости пригласил, кого-то накормил, отвез кого-то – это и есть баракатные деньги.

Дальше имам Газали пишет:

«Самый меньший вред, который ты можешь получить от этих денег - это то, что ты их (этих богатых людей) полюбишь».

Как говорят арабы, "инсан абидуль ихсан", «человек раб того, кто с ним хорошо обращается». Если этот человек грешник, к примеру, человек пьет, курит, не читает намаз, но он тебе помог, то ты будешь к нему хорошо относиться и начнешь его оправдывать - «да, он плохой, грешник, но он мне помог». А это опасная вещь – любовь к грешнику, пребывание в обществе таких людей.

«А если человек полюбит кого-то, то он любит его всю жизнь».

Если ты искренне кого-то полюбил, ты будешь его любить всю жизнь.

«Ты будешь желать ему и дальше оставаться в таком положении (то есть быть богатым). А если это грешник, и он творит несправедливость, то ты будешь желать продолжения его несправедливости».

Как сказал кто-то из известных миллиардеров – кажется, Форд, основатель известной автомобильной фирмы – «я могу вам рассказать, как я заработал каждый свой миллион, кроме первого». Значит, что-то там было нехорошее – кого-то он обманул, кого-то подвел. Если ты хочешь, чтобы такой человек все время был богатым (и мог тебе помогать), это означает, ты хочешь чтобы он продолжал это творить, эту несправедливость.

«А такое желание – это желание продолжения несправедливости по отношению к рабам Аллаха».

Может быть, он закят со своих денег не выплатил? Может, он должен был отдать миллион как закят, а он тебе дал три тысячи на даават. Рассказывают, что один человека пришел в Москве в мечеть и попросил посчитать ему закят. Ему посчитали – это вышла такая солидная сумма, шестизначная, он сказал, «хорошо, понятно», дал сто долларов и ушел. Может быть, он хочет таким образом откупиться – что дает тебе деньги – от того, что он закят не платит. А ведь закят – это не его деньги, это деньги бедных людей. Это не милостыня, это право бедных на излишки богатых. Так что невыплата закята – это зульм, притеснение бедных.

«И в этом (желании) лежит желание разрушения мира» - если какой-то несправедливый человек будет продолжать свое дело, это будет фитна».

Что может быть хуже для человека, чем желать процветания, блага, тому, кто сеет несправедливость, грех в этом мире.

«Я тебя предостерегаю от искушения шайтана и слов некоторых людей, которые говорят тебе – «лучше будет, чтобы ты взял у этих людей деньги и раздал бы их бедным, чем эти богатые люди на себя, на свои удовольствия их потратят».

Нам часто приходят такие мысли – «ведь я не себе возьму эти деньги, а книгу напечатаю, помогу кому-то, все равно эти богатые потратят деньги на свои удовольствия, а я их потрачу на что-то полезное». Так вот, имам Газали говорит, что «я тебя предостерегаю от подобных мыслей».

«Поистине, проклятый Иблис отрезал головы (погубил) многим людям через это внушение».

Почему – потому что в этих деньгах нет блага, нет бараката, ты не сможешь получить никакой пользы от них. Ты издашь книгу, но ее никто не купит, или купят, прочитают и положат на полку. А ведь наша задача - не просто издать и продать какое-то количество литературы. Успех даавата определяется тем, сколько людей оставили грех, заблуждения, неправильный образ жизни в результате нашей деятельности, а не количеством напечатанных и проданных книг.

Социальные комментарии Cackle