Как стать тем, степень которого будет повышена Всевышним?
При осмыслении истории религий ученые всегда выделяли проблему соотношения вероучений и знания. При этом возникает во прос: способствовали или, напротив, препятствовали религии распространению научного познания? Основой
для возникновения данного вопроса является положение о том, что всякой религии свойственны догмы, ограничивающие человека, тогда как наука всегда находится в процессе изменения и преобразования. Отношение религии к науке — предмет многочисленных диспутов современных ученых. Ислам придает большое значение познанию, процессу передачи и приобретения знаний. Позитивное отношение ислама к развитию наук неоднократно отмечали такие известные ученые, как В. Бартольд, Уотт Монтгомери, Розенфельд, Грюнебаум и другие.
Ислам получил широкое распространение на Аравийском полуострове, где жили преимущественно языческие племена, относительно изолированные от осталь ного мира. Отличительными особенностями региона к моменту широкого распространения ислама были суеверие и идолопоклонство. С распространением ислама и в течение двадцати трех лет проповедей Пророка Мухаммада (ﷺ) в период правления халифов было создано обширное мусульманское государство. В арабском мире, где прежде царили нищета и отсталость, бла годаря исламу произошли существенные социальные, экономические и политические преобразования, появилась новая великая ци вилизация.
Арабы за сравнительно короткий период создали общество, в котором строго соблюдались религиозные предписания и в то же время поощрялось развитие науки и культуры, а также происходило осмысление достижений мировой цивилизации. В Коране изложены правила человеческой жизни. В его аятах заложены как важнейшие принципы веры и требования к морали, так и необходимость получения знаний. Но вместе с тем в нем нет несовместимых и противоречащих друг другу утверждений. «Неужели же не задумываются они над [смыслом] Корана? Ведь если бы Коран был не от Бога, то обнаружили бы они в нем уйму противоречий» (Коран, 4:82).
Коран придает большое значение знаниям, изучению и обучению. Например, первым словом Джабраила, обращенным к Мухаммаду (ﷺ), с которого началось пророчество, было «Читай!».
В суре «Сгусток» Бог, впервые обращаясь к своему Пророку (ﷺ), говорит: «Читай [Откровение] во имя Господа твоего, Который сотворил [все создания]» (Коран, 96:1). В этой суре, которая была ниспослана первой, Бог далее говорит:
«Возвещай, ведь Аллах твой — наищедрейший самый, Который научил [человека письму] посредством калама, научил человека тому, чего не ведал он [ранее]» (Коран, 96:3-5). Итак, пророчество Посланника Бога (ﷺ) начиналось с призыва к обу чению и изучению. В Коране сказано, что способностью добывать знания Бог наделил только людей.
Этим человек и отличается от всех других созданий Творца. Неоднократно в Коране отмечается, что ученый близок к Богу. В частности, в суре «Пререкания» говорится: «Повышает Аллах степенью тех из вас, кто верует, а также тех, кому Знание даровано» (Коран, 58:11) или «Неужели равны те, кто знают, и те, которые не знают [пути Истины]? Воистину, внемлют наставлениям только разумом обладающие» (Коран, 39:9).
В одной из сур Корана Создатель клянется каламом (тростниковое перо), что является несомненным свидетельством возвеличива ния письма как способа передачи знания (Коран, 68:1).
Всем мусульманам известно изречение Пророка (ﷺ), которое гласит: «Стремление к знаниям есть долг каждого мусульманина», долг как религиозный, так и моральный. Интерпретируя этот хадис, комментаторы утверждают, что учеба и стремление к знаниям — такая же важная обязанность мусульманина, как защита родины. При этом изучение наук должно служить обществу, то есть наука должна приносить пользу.
В другом хадисе Пророк (ﷺ) отмечает: «Если надо, то добывай знания и у неверующих», или: «Стремись к науке, даже если для этого надо ехать в Китай». То есть Пророк (ﷺ) утверждает, что никакие преграды (как религиозные, так и физические) не должны мешать процессу постижения знаний.
В изречениях Мухаммада (ﷺ) знанию и мышлению придается действительно важное значение. В хадисах имама Бухари отмечено, что «перо ученых ценнее крови мучеников». Пророк (ﷺ) придавал большое значение вопросам грамотности и образованности своих последователей.
Например, после одного сражения он распорядился освободить каждого пленного, который обучит грамоте десять мусульманских детей. Пророк (ﷺ) утверждает, что «ученый, знание которого принесет пользу людям, лучше тысячи благочестивых аскетов».
Во времена праведных халифов, а затем в период правления Омеядов (661–750) и Аббасидов (749–1258) ученые занимались изучением различных языков, переводом греческих, персидских и других текстов и развитием и распространением различных наук того времени.
Сначала вся научная деятельность ограничивалась изучением теологии и концентрировалась в религиозных учреждениях, но затем потребность общества в образовании и занятиях науками усилилась, и благодаря этому просвещение и наука вышли за пределы собственно религиозных учреждений, охватывая все стороны общественной жизни.
Продолжение следует.
Рафик Мухаметшин. "История ислама в России"