• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Источники религиозных норм ислама: Сунна, иджма и кийас

Время чтения: 2 мин
10993

Сунна является вторым после Корана аргументом для «заключений» относительно предписаний ислама. Сунна состоит из хадисов о поступках и высказывани ях Проро- ка Мухаммада (сгв). Главная задача сунны — разъяснение и дополнение Корана. С учетом исключительной значимости самого Корана, Пророк (сгв) не позволял записывать свои высказывания, следовательно, при его жизни хадисы не переписывались и не собирались. Эта работа не велась и при праведных халифах, ибо существовало опасение спутать хадисы с айатами Корана. Составление хадисов в виде отдельных книг было завершено позже. Важнейшими собраниями хадисов у суннитов считаются «ас-Сахих» (истинный, достоверный) имама ал-Бухари (810– 870), «ас-Сахих» Муслима (ум. в 875 г.), «ас-Сунан» (обычаи, множ. число от ас-сунна) Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. в 888 г.), «ал-Джами ал-кабир» (большой сборник) имама ат-Тирмизи (ум. в 892 г.) и «ас-Сунан» ан-Насаи (ум. в 915 г.).

Иджма означает «единство мнений», в том числе и в вопросах фикха — мусульманского права. Один из виднейших ученых, имам Мухаммад ал-Газали (1058–1111) писал, что иджма означает единство мнений последователей Мухаммада (сгв) по какому-либо религиозному вопросу. При этом он поясняет, что под термином «последователи Мухаммада (сгв)» он подразумевает богословов (муджтахидов), способных выносить соответствующие вердикты. Таким образом, для достижения иджма необходимо единодушное мнение (вердикт) сведущих в религиозных вопросах лиц.

Кийас (суждение по аналогии). Под кийасом подразумевает ся метод сравнения способа решения двух схожих вопросов, с помощью которого из имеющегося предписания шариата выводится косвенное предписание для второго решаемого вопроса. Следовательно, при таком сопоставлении основное предписание остается в силе, и для второго вопроса аргументацией служит сходство между основными и косвенными предписаниями.

Аргументация относительно суждения по аналогии предполагает соответствующие условия. Так, согласно главному из них, кийас должен строиться на основе шариата. С другой стороны, основная установка должна быть аргументирована обращением к Корану и Сунне, а не методом сравнения. Кийас бывает двух видов: «явный» (аз-захир) и «скрытый» (ал-хафи). Под явным кийасом понимается такое сравнение, когда причина предписания определяется самим законодателем мусульманских законов. Например, на основании айата Корана, запрещающего употребление вина по причине его вредности, фикх признает недозволенными и другие виды алкогольных напитков.

Что касается скрытого кийаса, то он подразумевает тот случай, когда законодатель не может установить и понять причину какого-либо предписания. Такая причина постигается путем дедукции, т.е. выводом разума. Например, известно, что Пророк (сгв) запретил судьям (кадийам) выносить какой-либо приговор в состоянии гнева и возмущения. Отсюда дедуктив-ным способом можно прийти к выводу, что причиной данного запрета является душевный дискомфорт судьи. А в таком состоянии судья во избежание необъективных решений не должен выносить каких-либо приговоров.

Рафик Мухаметшин. "История ислама в России"

Социальные комментарии Cackle