3 стадии прощения: как поступить, если тебя обидели?
Прощение – это проявление милосердия не только к другому, но и к себе. Прощение позволяет освободиться от бремени обиды, негативных переживаний и мыслей, открываясь тем самым новым приятным эмоциям и опыту. Ислам неоднозначно относится к прощению. Вернее, в Коране прощение упомянуто в позитивном свете, но оно не является обязательством верующего. Он может возместить, но прощение лучше для него. Однако первое, что возникает, когда кто-то другой наносит рану, - это гнев и желание мести. Как справиться с ними и перевести подобные ситуации в наиболее позитивное русло?
1. Отстранитесь и откажитесь от причинения вреда.
Как мы сказали выше, первые чувства, которые обычно возникают при «ранениях», - это гнев, побуждающий к ответным мерам. Но это самый важный для сосредоточенности и благоразумия этап, потому что поступки, совершенные в этот момент, могут иметь долгосрочные последствия и вызвать сожаление в дальнейшем.
От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что однажды посланник Аллаха (мир ему) проходил мимо женщины, которая плакала над могилой. Увидев ее, он обратился к ней с наставлением: «Бойся Аллаха и терпи!» На что женщина, не узнавшая в нем пророка, ответила: «Оставь меня! Тебя не постигло то, что постигло меня!» Через некоторое время ей сообщили, что она говорила с посланником Аллаха, после чего она пошла к нему, и извиняясь призналась, что не узнала его. Пророк (мир ему) сказал ей: «Поистине, терпение (необходимо) в потрясении первом!» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи).
Проявить терпение в данном случае не значит отрицать случившееся, не значит подавить боль и гнев, но значит, не допустить необдуманных поспешных действий, в том числе моментальной мести, если вы собираетесь выудить пользу и решить все наилучшим образом. Прекрасно «инструктирует» в подобных ситуациях аят:
«Будь снисходителен (или отдавай излишек; или принимай пожертвования, которые приносят тебе), вели творить добро и отвернись от невежд» (сура «аль Аъраф», аят 199).
В первое время важно отстраниться от ситуации в целом, чтобы мысли о ней не приводили к желанию мести.
2. Оцените потери, услышьте свои чувства.
Иногда боль может быть настолько большой, что человеку трудно сдерживать свои эмоции. Эмоциональный балласт, который он пытается сдержать, может стать препятствием для ясного мышления и принятия решений. Если такое бремя есть (гнев, печаль и другие чувства), то важно их высвободить так, чтоб не причинить вреда. Можно поделиться с кем-то, использовать какие-то техники для выражения гнева, поплакать… Всевышний прощает даже порицаемое злословие тем, с кем поступили несправедливо. В Коране говорится:
«Не любит Аллах ту речь, когда вслух говорят плохое (о ком-либо), если (только) не от того, которого (несправедливо) обидели. И (ведь) Аллах – слышащий (и)знающий!» (сура «ан Ниса», аят 148).
В толковании говорится: «Под злословием подразумеваются все скверные слова, которые могут огорчить и опечалить человека. Это могут быть брань, клевета, оскорбления и тому подобные запрещенные высказывания, которые ненавистны Аллаху. Из смысла этого аята следует, что Аллаху нравятся прекрасные слова, такие как слова поминания Его или мягкие и добрые обращения. Но если с человеком поступили несправедливо, то ему разрешается проклинать своего обидчика, жаловаться на него и говорить об этом во всеуслышание при условии, что он не будет наговаривать на него, наносить ему оскорбления, превосходящие совершенную против него несправедливость, и обижать тех, кто не причинял ему зла.
Поступать так разрешается, однако будет гораздо лучше, если человек простит своего обидчика и не станет мстить за совершенную против него несправедливость. Всевышний сказал:
«Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (сура «аш Шура», аят 40).
Поскольку в этом аяте были упомянуты одновременно дурные, прекрасные и дозволенные речи, Всевышний Аллах напомнил о том, что Он - Слышащий. Он слышит людские речи; пусть же рабы остерегаются говорить то, что может навлечь на них Его гнев и повлечь за собой наказание. Аллах вдохновил рабов на произнесение прекрасных слов и напомнил о том, что Ему известно об их намерениях, которые являются основой их речей и высказываний»
3. Займитесь своей жизнью.
Наверно, это лучшее средство для восстановления веры, доброты и доверия к другим. Глубинной причиной наших обид и нежелания забывать о старых ранах может быть неосознанное ожидание, что тот, кто нанес вред, осознает его, вернется и все исправит.
Такие ожидания могут длиться десятилетиями, а жизнь – не меняться. Поэтому сознательное движение к улучшению своей жизни дает нам несколько выигрышей: мы возвращаем себе чувство ответственности за то, что с нами происходит, с улучшением жизни улучшается самоощущение, и это создает почву для более приятных чувств, чем гнев или обида.
Это, конечно, не единственный алгоритм прощения. Кому-то нужно больше поддержки, кто-то не может простить, пока обидчик не ответит за содеянное, кто-то может простить только наполовину или с какими-то условиями…
Мы имеем право выбирать, как себя вести с притеснителями – прощать или искать возмездия. А если кто-то решил совершить этот подвиг, то, как сказано в Коране, «кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (сура «аш Шура», аят 43)
Пусть Всевышний одарит нас решимостью и успехом в совершении прекрасных и полезных для себя и других дел!
Ася Гагиева