Обязательно ли выплачивать закят с имущества ребенка или умственно неполноценного человека?

4020
1
Обязательно ли выплачивать закят с имущества ребенка или умственно неполноценного человека?

Обязательно ли выплачивать закят с имущества ребенка или умственно неполноценного человека?


 اَعُوذُ بِااللهِ مِنَ اَلشَّيْطَانِ اَلرَّجِيمِ بِسمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحيِم

اَلْحَمْدُ الِلّهِ رَبِّ الْعاَلَمِينَ وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَأَلِه اَجْمَعِينَ

А затем… 

По мнению Ханафитского мазхаба выплата закята с имущества принадлежащего умственно неполноценным людям, а также детям, не достигшим совершеннолетия, не является ваджибом.

В соответствии с разъяснениями данными Сарахси (умер 483), Касани (умер 587) и многих других ученых ханафитского мазхаба, разумность и совершеннолетие являются условиями обязательности выплаты закята. Так как ученые смотрели на закят с точки зрения поклонения, говоря о том, главной целью поклонения является испытание раба. А умственно неполноценный человек или ребенок, не достигший совершеннолетия, не могут быть подвергнуты испытанию. Поэтому они не обязаны совершать поклонение, которым является закят. Али и Ибн Аббас (радыйаллаху анхума) говорили, что до тех пор пока намаз не является обязательным для несовершеннолетнего, закят также не может быть обязателен.

Однако Айша (радыйаллаху анха) и Ибн Умар (радыйаллаху анху) говорили о том, что выплата закята с имущества ребенка или сумасшедшего, является ваджибом (обязательной). Мазхаб Шафии принял это мнение. Однако эта обязанность ложится не на ребенка или сумасшедшего, а на их опекунов. Поэтому до тех пор, пока ребенок не достигнет совершеннолетия, а сумасшедший не выздоровеет (если это возможно), опекун обязан выплачивать из их имущества закят, от их имени.  

Говоря о том, что закят с имущества ребенка и сумасшедшего не выплачивается, ханафитский мазхаб предпочел мнение отличное от мнения большинства. С этой точки зрения, по мнению ханафитского мазхаба человек, выплачивающий закят, должен быть разумным и совершеннолетним. Имам Абу Ханифа (рахимахуллах) считал, что несовершеннолетние или сумасшедшие не обязаны выплачивать закят, за исключением закята с сельскохозяйственной продукции (ушр). Их опекуны также не обязаны выплачивать закят с их имущества.[1]

Говоря о том, что закят с имущества ребенка и сумасшедшего не выплачивается, ханафитский мазхаб опирается на следующие доказательства:

Хадис, который передали Абу Давуд, Насаи и другие по достоверной цепочке.

عَنْ عَائِشَةَ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثٍ عَنْ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنْ الصَّغِيرِ حَتَّى يَكْبُرَ وَعَنْ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِلَ أَوْ يُفِيقَ

Передается от Айши (радыаллаху анха), что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Перо не записывает деяния ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; спящего, пока он не проснется; и сумасшедшего, пока он не выздоровеет».[2]

В этом хадисе выражение «перо поднято» подразумевает отсутствие ответственности.

В принципе большинство ученых в противоположность мнению ханафитов, в качестве доказательства приводили другой хадис, однако Тирмизи в своей книге, говорит по поводу этого хадиса: «Этот хадис передан по этой цепочке. В этой цепочке есть проблема. Так как один из передатчиков этой цепочки Мусанна ибн ас-Сабах, считается слабым рави (передатчиком). Некоторые, передавали этот риваят как слова Умара (радыйаллаху анху)».[3]  Камаль Ибн Хуммам в своей книге «Фатхуль-Кадир», после того, как вкратце рассказал об обоснованиях касающихся этого хадиса, сказал, что приведение этого хадиса в качестве доказательства является неверным. А затем сказав что поскольку существуют высказывания сахабов подтверждающие взгляды обеих сторон, разъяснил этот вопрос с точки зрения кыяса.[4]

Имам Мухаммад (рахимахуллах) в своей книге «Китабуль-Асль» разъясняя вопрос о том, что с имущества несовершеннолетнего ребенка или сумасшедшего закят не выплачивается, говорит: «намаз для них не является обязательным, поэтому закят также не является обязательным». Далее он говорит о том, что по этому поводу существуют противоположные книги, и что в этом вопросе предпочтение должно быть отдано кыясу, из которого наиболее правильным было бы сравнение закята с поклонением, то есть для того, кто не отвечает условием поклонения, оно не является обязательным.

Хадис, переданный имамом Бухари и приводимый во многих сборниках хадисов, в котором говорится: «Ислам основывается на пяти столпах…». В этом хадисе перечислены основы Ислама, общей особенностью которых является то, что они обязательны для разумного и совершеннолетнего человека, а для ребенка или сумасшедшего они обязательными не являются. Таким образом, лучшим сравнением (кыяс) для закята является намаз и прочие виды поклонения.

Закят, как и намаз, относится к основным видам поклонения. А поклонение невозможно без намерения. Обязательность поклонения выполняется лишь при условии наличия намерения. Намерение детей и умственно не полноценных людей, считается недействительным. Так как они не дееспособны сделать намерение для совершения обязательного поклонения. Именно по этой причине поклонение не является для них ваджибом. Так как божественные повеления, касающиеся этих вопросов, не охватывают их. Также как отсутствие намерения делает намаз недействительным, таким же образом закят не является для них ваджибом.   

Что же касается мнения большинства, то оно сводится к тому, что с имущества несовершеннолетних детей или умственно неполноценных людей, закят должен выплачиваться. Так как совершеннолетие и умственная полноценность, не являются условиями обязательности закята. Поскольку несовершеннолетние дети и умственно неполноценные не обладают дееспособностью, закят с их имущества выплачивают опекуны или наследники. Также как опекун ответственен за обеспечение средствами существования своих родственников, так и выплата закята ложится на него. Намерение, которое он делает от их имени, считается за их намерение.[6]

Для умственно больных людей, возможны два варианта:

Первое: Человек, с рождения являющийся умственно неполноценным, который родился, будучи таким, достиг совершеннолетия и продолжающий жить, будучи умственно неполноценным.

Второе: Человек, потерявший разум после достижения совершеннолетия. По мнению имама Мухаммада (рахимахуллах), можно говорить о двух разных положениях, касающихся этих двух категорий людей.   

а) Не проходящее/постоянное сумасшествие. Выплата закята с имущества людей, входящих в эту категорию, по единогласному мнению ханафитского мазхаба, не является ваджибом.[7]

б) Проходящее сумасшествие. Речь идет о людях время от времени теряющих рассудок. Этот вид расстройства не принимается шариатом, и поэтому такой человек обязан выплачивать закят. Однако если период умственного помешательства продлится в течении года, то в этом случае состояния рассматривается как не проходящее помешательство и обязанность выплаты закята снимается с этого человека.   

Имам Мухаммад (рахимахуллах) принимал оба этих положения, тогда как имам Абу Юсуф (рахимахуллах) принимал только второе положение, касающееся временного сумасшествия.[8]

Таким образом, возникает вопрос, должен ли человек проводящий часть года в нормальном состоянии, а другую часть года в состоянии сумасшествия, выплачивать закят?

В принципе, по поводу того, является закят обязательным для такого человека или нет, существуют два разных риваята. Согласно первому из риваятов (надир ар-ривая) от имама Мухаммада, если человек провел хотя бы меньшую часть года в нормальном состоянии, он обязан выплачивать закят. В то же время этот риваят также передали Ибн Сама и Абу Юсуф.

Другим риваятом, является риваят переданный от Абу Юсуфа (рахимахуллах) его учеником Хишамом, в соответствии с которым если человек провел большую часть года в нормальном состоянии, то закят становится для него обязательным. В противном случае эта обязанность снимается с этого человека.[9]  

 

 

 

 [1] Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад Шамсуль-Аимма ас-Сарахси, аль-Мабсут; Аляуддин Абу Бакр аль-Касани, Бадаийус-Санайи фи Тартибиш-Шарайи.

[2] Абу Давуд, Китабуль-Худуд, баб филь-маджнуни йасрику.

[3] Тирмизи, аз-Закят, баб закату малиль-ятим.

[4]  Камаль Ибнуль-Хуммам, Фатхуль-Кадир.

[5] Абу Абдиллях Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани, Китабуль-Асл 2/11.

[6] Ас-Сарахси, аль-Мабсут, 2/162, 163.

[7] Камаль Ибнуль-Хуммам, Фатхуль-Кадир, 1/484.     

[8] Камаль Ибнуль-Хуммам, Фатхуль-Кадир, 1/484.

[9] Аляуддин Абу Бакр аль-Касани, Бедаийус-Санайи фи Тартибиш-Шарайи.

Социальные комментарии Cackle
Home