О традиционном исламе
Сегодня часто говорят и обсуждают такой термин, как традиционный ислам, вокруг него много споров и разговоров. Есть люди, которые его отрицают, заявляя будто бы традиционного ислама не существует, однако такое мнение возможно только от неграмотности и незнания.
Само слово «сунна» с арабского языка переводится как «традиция». То есть, когда мы говорим о традиционном исламе, мы говорим о мусульманской суннитской традиции, которая базируется на Коране и Сунне нашего Пророка (салляллаху алейхи вассаллям), и к которой относятся последователи четырех мазхабов в области исламского права и ритуальной практики, и двух школ (имамов Матуриди или Ашари) в области вероубеждения.
Татары уже более 1000 лет придерживаются ханафитского мазхаба. С момента принятия булгарами в 922 году ислама наши предки следовали учению Абу Ханифы. Известнейший во всем мире татарский мусульманский ученый Мухаммад Мурад Рамзи аль-Казани писал в 1908 году, что татарские имамы всегда были суннитами, матуридитами в убеждениях и ханафитами в действиях и среди них не было тех, кто распространял нововведения.
Несмотря на различные беды и сложности, которые выпали на долю нашего народа за последние века, он оставался верен ханафитскому мазхабу и матуридистской акыйде. Это касается как сложного периода после падения Казани в 1552 году, так и мрачных советских лет, когда на религию были большие гонения. Поэтому, когда мы говорим о традиционном для нашего региона исламе, то говорим, прежде всего, о ханафитском мазхабе и матуридистской акыйде. То есть, татарский народ всегда следовал пути Ахлю Сунна валь Джама’а в мазхабе и в акыде.
Само понятие традиционный ислам говорит о великом духовном наследии, который ислам накопил с момента своего основания.
Значительной частью нашего наследия являются и труды татарских мусульманских богословов, которые известны во всем мире. То, что татары на протяжении веков жили и живут на границе между Востоком и Западом, привело к тому, что у нас появились неординарные и выдающие мыслители. Такое пограничное состояние стимулировало татар осмысливать свое место и место ислама в контексте перекрестка культур и народов. Соседство с немусульманскими народами стимулировало наших предков развиваться, чтобы улучшить положение мусульман. Кроме того, они имели возможность сравнивать разные традиции и культуры и добиваться бесконфликтной и гармоничной жизни для нашего народа. Очень важно, что у татар была своя плеяда богословов суннитского ханафитского толка, которые знали, как построить жизнь мусульман в России, чтобы не противоречить Корану и Сунне и быть законопослушными и мирными гражданами своей страны. Ведь ислам учит мусульман чтить и любить свою Родину. Знаменитое изречение Мухаммада (салляллаху алейхи вассаллям) гласит: «Любовь к родине – есть проявление веры» (Ас-Сахави. Аль-макасид аль-хусна).
Именно поэтому для традиционного ислама важно сохранение мира в своей стране и успешное ее развитие. Для татар-мусульман именно Россия является Родиной и Отчизной, в становлении и защите которой много поколений наших предков принимали самое активное участие. Государство отвечает мусульманам тем же, предоставляя им широкие возможности для самореализации и соблюдения своей религии.
Именно сочетание коранической традиции и того опыта, который накопили татары за века совместной жизни с представителями разных культур и религий, является особенностью традиционного татарского ислама. Доброе отношение к соседям другой веры является нормой ислама. Наш Пророк (салляллаху алейхи вассаллям) со всей строгостью предостерег против неподобающего отношения к людям другой веры: «Тот, кто несправедлив с теми немусульманами, которые находятся в состоянии мирного договора с мусульманами, кто обременяет их непосильно, или отбирает что-либо из их собственности, — я буду свидетельствовать против того в Судный день» (Абу Дауд).
Известный аят Корана гласит:
لاَ إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ
«…Нет принуждения в религии…» (Коран 2:256). Этому кораническому принципу веками следовали наши предки.
Гуманные принципы Корана отрицают национализм. В Священной книге всех мусульман ясно показано единое происхождение всех людей:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
«О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благочестивый из вас перед Аллахом тот, кто наиболее богобоязненный» (49:13).
Одновременно данный аят говорит нам о том, что быть патриотом своего народа естественно. Единство мировой уммы в ее разнообразии. Равенство людей это принцип нашей религии. Ведь наш благословенный Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи вассаллям) говорил: «Разве есть у араба преимущество перед неарабом? Разве есть преимущество у неараба перед арабом? Или же у чернокожего перед белокожим, и наоборот? Только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство!» Таким образом, в исламе на первое место выходит духовная близость людей. Во всем этом и заключается традиция ислама.
Другой важной характеристикой традиционного ислама является то, что он призывает людей получать новые знания, постигать науки и добиваться успеха. Наш Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи вассаллям) часто говорил о важности пути познания и развития наук. Например, ему принадлежат такие слова, как: «Ищите знаний даже в Китае» (передано аль-Байхаки). Пророк называл ученых наследниками пророков. Поэтому история ислама это история развития наук. Первые университеты в мире появились в мусульманских странах, система чисел, которой пользуется весь мир является арабской, алгебру и алгоритм придумали мусульмане. Мусульманские ученые (Аль-Бируни) на 6 веков раньше Галилея выдвинули теорию вращения земли вокруг солнца. Известны достижения мусульман в математике, медицине, астрономии, архитектуре, философии и литературе. Все это важное доказательство того, что традиционный ислам это стимул для развития.
Хотя, к сожалению, есть в нашем обществе разные деструктивные секты и течения, которые тормозят прогресс и утверждают, что именно они следуют истинному исламу. Они сеют нетерпимость и конфликты в наши ряды. Такие люди ошибочно называют себя «саляфитами». Но такого понятия не может быть в принципе, потому что «саляф» – это определение хронологического этапа в развитии ислама. Так называют только людей, живших в первые три века ислама. А разве те люди, которые так называют себя сейчас – разве они жили в это время или видели тех людей? Это не так. Это видно даже из того, за кем они следуют - такие люди обычно следуют за разными современными авторами, которые не видели ни одного передатчика хадисов вживую. Мы же, традиционные мусульмане, следуем за великими учеными, которые жили в первые три века (как имам Абу Ханифа или имам Шафии), так что если уж брать такое название, то мы больше саляфы, чем они. Но ученые после трех веков так себя не называли. Поэтому мы и говорим, что мы следуем сунне, то есть, говоря по-русски исламской традиции.
В термине «традиционный ислам» собран весь смысл ислама, его буква и его дух. Традиционный ислам – это, в первую очередь, следование Корану и Сунне нашего Пророка (салляллаху алейхи вассаллям), четырем мазхабам (для татар мазхабу Абу Ханифы), вероучению имамов Матуриди или Ашари, признанию традиций суфизма, региональной и национальной специфики, которая не противоречит исламу, это любовь к своей Родине и отстаивание интересов страны в которой ты живешь. Важно также то, что традиционный ислам это признание равенства и единство людей, это активное участие в развитии наук и технологий и, что особенно важно, это решение многочисленных социальных проблем нашего общества, ведь история ислама это история благотворительности, решения социальных проблем, интеграции мусульман в обществах, где они живут. Помощь ближнему – это святая обязанность мусульман.
Все выше перечисленное – это и есть истинный ислам, во всем этом и проявляется мусульманская традиция. Традиционный ислам это просто термин, который дает нам возможность понять всю полноту нашей религии. Именно традиционный ислам – это настоящий чистый ислам, фундамент жизни мусульман.
Камиль Самигуллин, муфтий, Председатель ДУМ РТ
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.