Что Ислам говорит о джиннах?
Аллах сказал в Священном Коране: «Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени»(Аль-Хиджр, аяты 26-27).
Посланник Аллаха Мухаммед (ﷺ) :«Я был послан джиннам и людям, белым и черным» (Абу Нуаим, Делаилю-Нубувва., №25,1/66)
1 ВОПРОС.
Каково смысловое значение слова «джинн»?
Слово «джинн» (во множественном числе «джинниюн») образованное из слова «ижтинаб» означает «скрываться, скрытный». Джинны, скрытые от глаз человека, были названы так, по причине своей невидимости. (ИбниМанзур, Лисануль-Араб,13\95)
К примеру, слово «мажнун», образованный из этого же корня, означает «тот, у кого сокрыт разум». Зародыша в утробе матери принято называть «дженин», что акцентирует наше внимание на его скрытность и не видимость для обычного взора человека. Так же как и слово «джаннат», то есть рай, образованное от этого корня, и указывает нам на сокрытие почвы большим количеством райских деревьев.
Таким образом, мы можем сказать что, данное слово означает скрытность и не видимость.
2 ВОПРОС.
Что сказано в Священном Коране о джиннах?
В Священном Коране, помимо упоминаний о Шайтане, около сорока раз упоминается о джиннах.
Более того, в Коране имеется сура «Джинн», ниспосланная Пророку (ﷺ) в Мекке, и повествующая нам о определенной группе джиннов. Всевышний, обращаясь к Пророку (ﷺ), сообщает нам о джиннах, услышавших чтение Корана:
«Скажи, о Мухаммад, своей общине: "Аллах ниспослал мне Откровение, что сонм джиннов, подслушав моё чтение (Корана), сказали своему народу: "Поистине, мы слышали дивный Коран, подобного которому мы не слышали прежде. Он наставляет на прямой путь и призывает к истине. И мы уверовали в него, и мы небудем поклоняться никому, кроме нашего Господа, который создал и наставлял нас.» (сура Аль-Джинн, аяты 1-2.)
Священный Коран указывает на общую обязанность в поклонении Аллаху и джиннов, и людей, несмотря на то, что это два разных типа творений. Всевышний Аллах говорит:
«Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу»(Сура Аз-Заират, аят 56)
И вновь увещевая Аллах говорит :
«Мы скажем: «О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники из вашего числа, которые читали вам Мои аяты и предупреждали вас о встрече с этим днем вашим?». Они скажут: «Мы свидетельствуем против самих себя». Мирская жизнь обольстила их, и они принесут свидетельство против самих себя о том, что они были неверующими» (сура Аль-Анам, аят 130)
О том что, все деяния джиннов в этом мире, так же как и людей, найдут отражение в ахиряте говорится в следующем аяте: «Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однако исполнится Слово Мое: «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми – всеми вместе!»(сура Сажда, аят 13)
В другой же суре Всевышний Аллах говорит о том, что ждет праведных людей и джиннов в раю: «Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн.»(сура Ар-Рахман, аят 56)
Приводя пример схожести людей и джиннов, Аллах говорит нам: «Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу».(сура Аль-Исра, аят 88)
Опровергая утверждения, что джины ведают тайным Аллах нам приводит пример: «Когда же по Нашему повелению пришла к Сулайману смерть, то джинны не догадались о ней, и лишь земной червь указал на его смерть, подъев посох, на который он опирался, и он упал. А когда он упал, лишь тогда уразумели джинны, что если бы они знали тайное, то не остались бы в унизительном и тяжёлом для них наказании – труде».(сура Саба, аят 14)
И еще существует целый ряд аятов, подобно этим, повествующих нам о джиннах. Безусловно, нет причин для отрицания существования таких существ как джинны, ибо Священный Коран, повествующий нам о них, являясь божественным посланием, не был подвержен каким-либо изменениям за все время своего существования. Соответственно, отрицать существование джиннов, и тем более подвергать сомнению правдивость аятов, ниспосланных Всевышним Аллахом, есть не более, чем признак собственного невежества и неверия человека.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин