Всякая ли власть от Бога?
«Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают. (Коран; 6:129)
В тафсире «Аль-Бахр аль-мухит» Аби Хайана аль-Андалуси в комментарии к этому аяту приводится высказывание ибн Аббаса, в котором говорится, что когда Аллах, Велик Он и Славен, желает наказать то или иное племя, то ставит над ним плохого правителя, а если желает воздать ему добром, то ставит над ним хорошего правителя.
В этом его мнение поддерживают такие сахабы как Абдуллах ибн Зубайр, ибн Зайд и Малик ибн Динар, да будет доволен Аллах ими всеми.
Эта же точка зрения поддерживается в тафсире ас-Саади, где к в комментарии к данному аяту говорится: «…Если рабы совершают много несправедливых поступков, распространяют нечестие и не выполняют своих обязанностей, то к власти приходят несправедливые люди, которые подвергают свои народы ужасному наказанию, деспотично лишают их прав и причиняют им намного больше зла, чем они совершают, отказываясь выполнять свои обязанности перед Аллахом и Его рабами. При этом они не получают за это вознаграждения и даже не надеются на него. Если же рабы обретают праведность и встают на прямой путь, то Аллах исправляет деяния их правителей, и на смену деспотичным тиранам к власти приходят справедливые и беспристрастные правители».
В тафсире «Рух аль-Маани» шейха Махмуда аль-Алуси говорится, что когда народ в какой-либо стране отворачивается от Аллаха и начинает творить несправедливость и угнетать своих собратьев Аллах, Велик Он и Славен, посылает ему в правители угнетателя, слугами которого являются такие же угнетатели и бесчестные люди, руками которых Он наказывает Своих рабов за неповиновение Ему.
В своем комментарии к этому аяту имам ибн Касир приводит хадис, переданный ибн Масудом о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто помогает залиму (угнетателю) в его зульме (угнетении) на того Аллах нашлет того же залима, который и накажет его. После этого он цитирует стихотворение одного из арабских поэтов (без указания имени), который говорит: «И нет руки над которой не было бы руки Аллаха, и нет залима, которого не подвергнет мучению (другой) залим».
Нечто подобное уже случалось в истории: когда сыны Израиля, которые на протяжении долгого времени были единственным народом, исповедовавшим единобожие, начали творить бесчинства и несправедливости по отношению друг к другу Аллах наслал на них тяжелейшее наказание.
В Коране об этом сказано так: «Мы предопределили сынам Исраила (Израиля) в Писании: «Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными». Когда настала пора первого из двух бесчинств, Мы наслали на вас Наших могущественных рабов, которые прошлись по землям. Так обещание было исполнено. Затем Мы вновь даровали вам победу над ними. Мы поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас более многочисленными. Мы сказали: «Если вы творите добро, то поступаете во благо себе. А если вы вершите зло, то поступаете во вред себе». Когда же наступил срок последнего обещания, Мы позволили вашим врагам опечалить ваши лица, войти в Иерусалимскую мечеть подобно тому, как они вошли туда в первый раз, и до основания разрушить все, что попадало им в руки. Быть может, ваш Господь помилует вас. Но если вы вернетесь к бесчинству, то Мы также вернемся к наказанию. Мы сделали Геенну местом заточения для неверующих. (Коран; 17, 4-8)
Фактом является то, что многие мусульмане попросту говоря, испорчены. Обман, пренебрежение своими религиозными обязанностями, невыполнение обязательств стали обычными в отношениях между ними.
Это, кстати, отталкивает от ислама многих немусульман, которые, сталкиваются с фактами обмана, непорядочности и агрессии со стороны мусульман, многие из которых считают, что при всех своих грехах они являются «избранным народом» и что им будут прощены все грехи, (правда, непонятно, за какие заслуги).
Только когда мусульмане повернутся лицом к своей религии и начнут исполнять ее предписания, только тогда их ждет успех в этом мире и в будущей жизни.
Страдания, сынов Израиля, которых язычники победили и подчинили, обратив в рабство и разрушив их святыню, являются предупреждением и для самих мусульман, которые будучи обмануты фальшивым блеском этого мир забыли то, о чем их известил Аллах через Своего посланника.
Ильдар Мухамеджанов