Справедливость с точки зрения ислама
В суре «Милосердный» Аллах, Велик Он и Славен, говорит: «Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес». (Коран; 55, 7-9)
Только будучи честным и соблюдая справедливость в отношениях с себе подобными, человек может достичь счастья и успеха. Обман ведет к катастрофе, как отдельного человека, так и все общество.
В Коране тема справедливости поднимается неоднократно в разных сурах и аятах.
Так, в суре «Женщины» Аллах. Велик Он и Славен говорит: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - Слышащий, Видящий. (Коран; 4,58)
К сожалению, в наше время обман при торговле, обвешивание и присвоение чужой собственности стали нормой и люди не видят в этом большого греха, а ведь пророки, мир им, призывали свои народы к честности и справедливости в торговых делах, как например Шуайб, мир ему:
«О мой народ! Наполняйте меру и весы по справедливости, не придерживайте имущество людей и не творите на земле зла, распространяя нечестие». (Коран; 11,85)
В Коране есть целая сура, которая называется «Обвешивающие» (Аль-Мутаффифин).
В ней Аллах описывает обманщиков и стиль их поведения: «Горе обвешивающим, которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день - в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (Коран; 83, 1-6).
В Коране подчеркивается значимость справедливости потому, что она является основой социальной стабильности и побуждает людей жить в мире и гармонии, а также создает благоприятные условия для существования индивидуума в обществе.
«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости…» (Коран; 57,25, приводится лишь необходимая часть аята).
Мусульманин должен проявлять справедливость в любой ситуации, в том числе и в разного рода конфликтах, к тем, кто настроен против него враждебно, к тем, к кому он питает чисто человеческую неприязнь.
Таково требование религии: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Коран; 4,135).
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Коран; 5, 8).
Таким образом, можно сделать вывод, что справедливость в исламе означает, что каждый должен получить то, чего он действительно заслуживает при соблюдении уважения к нему как к личности и, не нарушая его неотъемлемых прав. Причем это касается как мусульман, так и немусульман.
Мусульманин, соблюдая справедливость, делает это в полной уверенности в том, что будет спрошен за все свои действия в Судный день.
Те мусульмане, на которых лежит власть и ответственность должны служить людям с целью улучшения их положения и не использовать закон в личных целях, превращая его в средство исполнения своих желаний.
Ильдар Мухамеджанов