• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Сколько ни говори «Халифат»…

Время чтения: 4 мин
5199

Идея использования религиозных лозунгов для получения политической прибыли не нова.

Еще сто лет назад лозунг возрождения халифата был взят на вооружение все теми же англо-саксами.

В 1915 г. во время Первой мировой войны когда союзники по Антанте планировали захватить Стамбул, британский дипломат Марк Сайкс (будущий автор пресловутого соглашения Сайкса-Пико по послевоенному разделу Ближнего Востока) выдвинул идею создать на части территории бывшей османской столицы территориальный эксклав по типу Ватикана, и там поселить «халифа», который будет избран улемами из разных концов исламского мира. Нюанс заключался в том, что весь мусульманский мир к тому времени должен был контролироваться либо англичанами, либо их союзниками по Антанте.

Сайкс даже указал на возможную кандидатуру на пост халифа – эмира Трансиордании шарифа Хуссейна. Делалось это вполне с утилитарными целями. Как писал сам Сайкс: «Стимулировать требования арабов о халифате шарифа Хуссейна… чтобы поддержать выступление арабоязычных жителей против турецкого правительства».

По заданию генерал-губернатора Судана сэра Реджинальда Уингейта был составлен детальный меморандум, в котором, в частности, говорилось: «если Великобритания будет держать этот план в секрете от мусульманских масс, а потом обнародует результат, весь мусульманский мир возрадуется, обретя халифа из рода Курейш…».

На это свои возражения выдвигал сэр Перси Кокс, британский политический резидент в странах Персидского залива: «Ибн Сауд напомнил мне, что ваххабиты не признают никакого халифа после первых четырех».

Между тем в аппарате Уингейта был подготовлен новый меморандум, в котором Великобритании предлагалось выступить в качестве силы, провозглашающей объединение мусульман всего мира. В связи с чем предлагалось провести на какой-либо территории, подконтрольной англичанам международный мусульманский конгресс, на котором будут выработаны правила избрания халифа.

В 1916 г. шериф Хуссейн занял Мекку, а в 1918 г. закончилась Первая мировая война. Османская империя потерпела поражение, Стамбул был оккупирован войсками Антанты, а бывший османский султан и халиф был лишен властных полномочий, которые перешли к оккупационным властям.

В 1921-23 гг. шериф Хуссейн пытался заручиться поддержкой арабов, проживающих на Аравийском полуострове в своих попытках стать халифом.

В 1924 г. «отец турок» Мустафа Кемаль, изгнавший иностранных оккупантов из Анатолии и Стамбула, заявил о ликвидации халифата.

Хуссейн, к тому времени уже объявивший себя королем Хиджаза, решил воспользоваться моментом во время хаджа, когда в Мекку прибыли мусульмане из разных стран. Он организовал «международный конгресс» в июле 1924 г., поставив его участников перед фактом: местная хиджазская знать и улемы провозгласили его «халифом».

Однако участники этого импровизированного конгресса не поддержали подобную декларацию, так как, по их мнению, они не были уполномочены представлять мнение всех мусульман планеты по этому вопросу.

Кроме того, этот шаг был встречен враждебно и королем Египта Фуадом, и недждийским эмиром Ибн Саудом, который сам намеревался захватить Мекку и сделать ее частью своих владений.

В дальнейшем, когда войска Ибн Сауда в октябре 1924 г. заняли Мекку этот вопрос был снят с повестки дня.

Воспользоваться ситуацией постарался и египетский король. Уже в марте 1924 г. улемы аль-Азхара начали подготовительную работу по созыву всеисламской конференции, на которой и предполагалось избрать халифа и положить конец разногласиям по этому вопросу среди мусульман.

Однако как раз разногласия между делегатами от разных стран не позволили принять никаких решений в практической плоскости. Факт того, что почти все мусульманские страны, из которых приехали на конгресс его участники, были либо колониями, либо протекторатами европейских держав, представители которых и производили предварительный отбор делегатов, ярко продемонстрировал, что идея халифата не может быть реализована в таких условиях.

Конгресс в Каире лишь ограничился декларацией «исламской солидарности».

Точку в вопросе о халифате поставил очередной мекканский мусульманский конгресс, проведенный по инициативе Ибн Сауда в июне-июле 1926 г., в котором участвовали специально приглашенные для этого делегации мусульман из разных стран, в том числе и из СССР (во главе с Ризаэддином Фахреддином). Они признали, что Ибн Сауд является «Хранителем двух священных мечетей», что придавало вновь созданной саудовской монархии особый статус в мусульманском мире, но этот статус не был эквивалентен халифату.

Как заметил лидер Индийского национального конгресса Джавахарлар Неру: «Старый панисламистский идеал потерял всякое значение, халифата не существовало, и каждая мусульманская страна…со всей страстью занималась своими национальными проблемами, мало интересуясь судьбой других мусульманских народов».

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle