Почему проповеди современных алимов зачастую не привлекают внимания верующих?
«Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться». (Коран; 9,122)
Здесь подчеркивается важность не только участия в джихаде на пути Аллаха, но и обучения людей религии ислама. Слово إنذر переводится как «увещевать», «предупреждать».
Предупреждать можно о нападении врага, об угрозах, нависших над тем или иным человеком, о неприятных последствиях тех или иных действий, например, употребления табака или алкоголя.
Не случайно пророки и посланники Аллаха носят титул نذير «увещеватель».
О пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, в Коране говорится, что он بشير (тот, кто радует людей благими вестями от Аллаха) и نذير (тот, кто предупреждает о последствиях совершения грехов).
Частью миссии пророков является поощрение людей на совершение благого, а частью – предупреждение о последствиях нарушения предписаний Аллаха.
В терминах фикха это звучит как побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого.
По мнению специалистов по фикху, вторая часть этой формулы важнее первой, так как если человек удерживается от порицаемого, это уже приносит ему благо, к тому же если он продолжит совершать благие дела, то это уже будет двойной эффект.
Отсюда и можно понять, почему большинство современных проповедей и увещеваний не достигает своей цели. Те, кто их произносит попросту не переживают за свою аудиторию. Им по большей части все равно пойдут ли те, кто их слушает в рай или в ад.
Настоящий проповедник должен говорить с убедительностью и симпатией отца, который всей душой желает уберечь свое чадо от катастрофы. Ведь для верующего человека – попадание в ад означает полную бессмысленность его жизни в течение которой он не сделал достаточно для того чтобы уберечься от адских мук, подобных которым не существует в жизни земной.
Проповедь – это не ругань и не словесное осуждение и не просто информирование о том, «что такое «хорошо», что такое «плохо». Это стремление помочь человеку в его духовных поисках и стремлениях, попытаться обратить его взор к лучшему из братской любви к нему.
Именно проявление братской любви сближает мусульман, не дает возникать подозрениям и душевному отторжению между проповедником и его аудиторией. Никакие умные фразы и апелляция к разуму не заменят ее.
Наоборот, проявление высокомерия к аудитории порождает лишь желание указать на ошибки самого проповедника, а в худшем случае может вызвать даже неприязнь к нему.
Проповедник должен не только думать, как произнести правильные слова, но и о том, чтобы люди поверили ему, а это возможно, только если он говорит от души и сам демонстрирует своим поведением то, что его слова для него самого не просто сотрясание воздуха, а руководство в жизни.
Ильдар Мухамеджанов