• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Несколько слов об основах исламской экономики

Время чтения: 3 мин
4231

«Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают». (Коран; 43,32)

Аллах в Своей бесконечной мудрости создал систему, где все зависят друг от друга.

В этом аяте говорится, что не какие-то люди или организации распределяют необходимое для жизни. Напротив, это делает Сам Аллах, Велик Он и Славен.

Исламская экономика в своей основе базируется на принципе естественного спроса и предложения. То есть если спрос опережает предложение, то цены на популярные товары повышаются, а если предложение превышает спрос, то соответственно, цены падают.

Таким образом исламская экономика управляется естественным путем. Человек свободно и без всякого принуждения выбирает то, чего он действительно хочет или может себе позволить.

В отличие от капитализма ислам ограничивает алчность торговцев и производителей товаров тем, что разделяет источники дохода на дозволенные (халяль) и запрещенные (харам). В число запрещенных входит выдача денег в рост (риба), спекулятивные финансовые операции, организация азартных игр.

Кроме этого существует частичное перераспределение денег и материальных благ от богатых в пользу бедных через закят, ушр, харадж даже если доходы халяльные.

Насильное уравнивание в доходах отдельных людей, как это имело место при социализме практически недостижимо, так как Аллах каждому Своему творению определил его индивидуальные роли и соответствующие им права и обязанности.

Например, животные не ограничены в своей жизни понятиями дозволенного и запретного, но имеют меньше прав, чем человек. Человек может использовать их, как ему заблагорассудится, даже употребляет в пищу, с минимальными ограничениями.

Людям и джиннам на земле даровано больше прав, чем другим творениям, но они в своих, даже мельчайших, действиях подотчетны Творцу.

Если они не выполняют свои обязанности так, как им предписал их Создатель, то они будут подвергнуты наказанию.

Похожий принцип лежит и в основе исламской экономики. Аллах возвышает преимущества и права «одних из них над другими по степеням».

Совершенно ясно, что у разных людей -разные профессии, разные обязанности и разные права. Понятно, что заработную работу они все будут получать по-разному.

Для некоторых видов работ требуется отличное здоровье, физическая сила, особо развитый интеллект. Прием на работу может быть ограничен возрастом работающего, уровнем его образования.

Уравнивать зарплаты представителей разных профессий, наоборот, было бы верхом несправедливости. Не может, например, главный инженер строительства получать такую же зарплату как маляр-штукатурщик, работающий также на этом строительстве, так как у них разные задачи и разный уровень ответственности.

Таким образом, человеку предоставлена полная свобода выбора в вопросе о своем материальном благосостоянии. Если он хочет получать больше денег и материальных благ он должен найти себе такое занятие, которое будет ему эти блага гарантировать.

Если человек работает за определенную плату на какой-то работе, то это значит, что он сам, по своей воле, выбрал то, что ему подходит в данный момент больше всего и согласился с условиями оплаты своего труда.

Суть исламского понимания равенства заключается в том, что и богатый, и бедный человек имеют право на уважение и собственное достоинство и если богатый человек получает и то и другое относительно легко, то и бедняк не должен быть унижен и оскорблен только из-за его материального положения. И богач, и бедняк равны перед Аллахом в своих правах и ответственности как верующие. Закон должен охранять права как богатого, так и бедного, не делая предпочтений для тех, кто обладает большим материальным достатком.

Согласно исламскому учению каждый имеет право зарабатывать себе на жизнь согласно своим способностям, усилиям и вложенным инвестициям.

Только на таких основах может быть построено общество истинного процветания.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle