Как голландский шпион "принял" Ислам, и к чему это привело
В конце XIX века один шпион прибыл в Джидду по заданию правительства Голландии для проведения разведывательной работы. Он не был профессиональным разведчиком, но по образованию и своей деятельности был исследователем-ориенталистом и преподавал исламоведение для чиновников голландской колониальной администрации в городе Лейден. Звали его Кристиан Снук Гюрхронье (1857-1936).
Правительство поручило ему собрать максимум сведений о паломниках из индонезийской провинции Ачех, прибывших в Мекку для совершения хаджа.
К тому времени голландцы захватили остров Суматра, на котором и находился Ачех, и их беспокоило то обстоятельство, что прибывшие из Ачех мусульмане могли встретиться сучеными-теологами, которые дадут им богословское обоснование для сопротивления колонизаторам.
В миссию Снук Гюрхронье входила задача следить за прибывшими из Ачеха паломниками и собирать информацию о тех из них, кто мог бы вынашивать планы сопротивлению власти голландцев в провинции.
Побыв некоторое время в Джидде Снук Гюрхронье решил отправиться в Мекку, но ему отказали в разрешении на въезд в священный город, так как он не был мусульманином. Это не остановило его и он немедленно «принял» ислам.
Снук Хюргронье присоединился к группе паломников в Мекку, путешествующих под названием "Хаджи Абдул Гаффара". Это позволило ему собирать разведывательную информацию.
С собой в Мекку он захватил фотокамеру, которой он делал фотографии различных районов города. Все это он делал скрытно, опасаясь того, что его могут поймать за этим занятием.
Однако у него был помощник из местных жителей по имени ас-Саид абд Аль-Гаффар аль-Багдади.
Через пять месяцев Снук Гюрхронье был изгнан из Мекки османским губернатором, который обвинил его в краже исторических артефактов.
Но и после его вынужденного отъезда из Мекки аль-Багдади по заданию Снук Гюрхронье продолжал делать фотографии города и отсылать ему в Голландию.
Кроме фотографий Снук Хюргронье также делал записи различных звуков.
Обширная фототека и фонотека вместе с историческими реликвиями, собранными им в разных странах мира входят в научную коллекцию Лейденского университета в Нидерландах.
Удивительно, но работа голландского шпиона объективно сохранила историческое наследие не только самой Мекки, но и Аравийского полуострова конца XIX века.
Снук Хюргронье был не первым европейцем, который проник в самое сердце исламского мира: в 1851-53 годах также с целью сбора разведывательной информации Мекку под видом мусульманина посетил капитан английской армии Ричард Бартон, написавший об этом путешествии целую книгу The Pilgrimage to Al-Medinah and Meccah (Паломничество в Аль-Медину и Мекку.
Не следует также думать, что он совершал свои путешествия лишь из любви к науке.
Он использовал свои знания по исламу и культуре индонезийцев, чтобы подавить их сопротивление в провинции Ачех и других районах голландской Ост-Индии. Благодаря его деятельности голландцы смогли разработать стратегию подавления сопротивления и установить свое колониальное господство в этом регионе.
Он внедрился в среду коренных жителей провинции под именем «араба Абдул Гаффара» и вел с ними откровенные разговоры, в которых наивные островитяне выдавали ему нужные сведения.
Итогом этой деятельности стала публикация в мае 1892 года "Доклада о политико-религиозной обстановке в Ачех".
В нем он охарактеризовал вооруженное сопротивление коренного населения как народную войну, руководящую роль в которой играют улемы и деревенская верхушка. Снук Хюргронье предлагал действовать беспощадно и решительно, стремясь к их физическому уничтожению, не вступать с ними в переговоры и ни на минуту не прекращать военных действий.
Кроме этого он предложил создать из индонезийцев-немусульман подразделения жандармерии под командой офицеров-голландцев, которые снискали себе печальную славу садистов и убийц.
Жандармы не просто убивали - они стремилась морально сломить местных жителей, внушить им страх перед колонизаторами. Жандармы врывались в деревню, выгоняли мужчин из жилищ, заставляли их стать на колени и рубили головы. Иногда жандармы заставляли обреченных на смерть людей взбираться на кокосовые пальмы, а затем устраивали стрельбу по цели, состязаясь в меткости.
Издевательства, по мысли офицеров жандармерии, должны были парализовать волю населения Ачех к сопротивлению и послужить уроком для оставшихся в живых.
По некоторым данным, «научные изыскания» Снука Хюргронье обошлись индонезийцам в 100 000 жизней.
В то же время «передовая» научная общественность на западе предпочитает не вспоминать об этой стороне «исследований» Снука Гюрхронье. Для нее он – «авторитетный исламовед» и автор множества исламоведческих трудов.
Снук Хюргронье в 1906 году был избран президентом Амстердамской академии наук. Не менее удивителен и тот факт, что в 1927 году этот слуга мирового колониализма стал почетным членом Академии наук СССР – первого в мире социалистического государства, провозгласившего борьбу с колониализмом.
Ильдар Мухамеджанов