• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Бача Хан и «Слуги Божьи»

Время чтения: 5 мин
4081

Абдул Гаффар Хан родился на территории племени Утманзай (ныне район Пешавар) в 1890 году. Его отец, Бахрам Хан, был местным племенным вождем. От других племенных вождей он отличался не только богобоязненностью, но и широтой взглядов. Поэтому оба его сына получили образование в английской колониальной школе в Пешаваре.

Взяв на вооружение английскую методику, Абдул Гаффар Хан в 1910 году организовал на территории племен сеть школ для бедных детей пуштунов, а с 1913 года активно занялся политикой.

Британская Индия в те года уже активно обсуждала возможность получения внутреннего самоуправления, но конечной целью всех национально-освободительных сил была независимость.

В 1913 году на состоявшейся ежегодной конференции Мусульманской лиги в Агре ее делегатами было принято решение создать два центра борьбы за независимость — один в Индии, другой — на территории племен вдоль границы с Афганистаном. Было решено использовать все формы борьбы, в том числе и вооруженной.

После этого английские колониальные власти закрыли сеть школ для бедных, организованную Абдул Гаффаром, опасаясь, что в них будет проводиться антиколониальная агитация. Однако это не сломило его, и он начал энергичную пропагандистскую кампанию по объединению пуштунских племен и за это получил прозвище «Бача Хан».

В это время обстановка в Британской Индии обострилась из-за ухудшения экономической ситуации, связанной с Первой мировой войной. Колониальные власти повысили налоги, а цены в период 1914-1920 годов удвоились.

В Бенгалии, Мадрасе и Бомбее прошли голодные бунты. Ситуация обострилась после расстрела 13 апреля 1919 года мирной демонстрации индийцев в Амритсаре английскими войсками. По данным Индийского национального конгресса, погибло более 1000 человек.

Британская колониальная администрация приняла специальный закон (билль Роулета), позволявший ей проводить внесудебные преследования индийских политических активистов, и это вызвало новую волну возмущения коренных жителей Индии.

Принимавший активное участие в политической жизни страны Бача Хан быстро оказался в тюрьме. Начался новый период его жизни, который он сам назвал «своей тюремной карьерой» и который с перерывами продолжался в течение 27 лет.

В 1929 году после участия в ежегодной сессии Индийского национального конгресса в Лахоре он организовал знаменитое общественное движение «Худаи Хидматгар» — «Слуги Божьи», членов которого английские колонизаторы прозвали «краснорубашечниками». Это было первое в истории пуштунов политическое движение, которое боролось за независимость ненасильственными мерами. Оправдывая ненасильственные методы борьбы, столь не свойственные воинственным пуштунам, Бача Хан писал в своей автобиографии: «Британцы быстро справились с вооруженными выступлениями, но ненасильственное сопротивление они не смогли подавить, несмотря на все свои репрессии». 

Выступая перед своими сторонниками, Бача Хан говорил: «Я собираюсь дать Вам такое оружие, которому полиция и армия не будут в состоянии противостоять. Это — оружие Пророка, но Вы не знаете об этом. Это — оружие Пророка, о котором Вы ещё не знаете. Это оружие — терпение и справедливость. Никакая власть на земле не может противостоять ему».

А репрессии были действительно жестокими: в 1930 году мирная демонстрация членов «Худаи Хитматгар», протестовавших против очередного ареста Бача Хана, была расстреляна английскими колониальными войсками. Погибло от 200 до 300 человек.

В августе 1942 года Махатма Ганди начал кампанию гражданского неповиновения, требуя немедленного вывода всех британцев, и «Слуги Божьи» незамедлительно присоединились к ней. 6000 участников кампании гражданского неповиновения в Северо-Западной пограничной провинции были брошены англичанами в тюрьмы. Это значительное число, особенно если учитывать, что на всей остальной территории Британской Индии за решетку угодило в общей сложности 60 тысяч человек.

Англичане считали пуштунов, придерживающих ненасилия, более опасными, чем сторонников насильственной борьбы. Из-за этого британцы делали всё, что они могли, чтобы вызвать их на ответное насилие, но успеха практически не добились.

Когда Мусульманская лига начала агитацию за раздел Британской Индии по религиозному признаку, Бача Хан совместно с Джавахарлалом Неру объехал всю Северо-Западную пограничную провинцию, вплоть до самых отдаленных ее районов и племенных территорий, агитируя за сохранение на территории Индийского субконтинента единого государства и до последнего сопротивлялся планам по разделу.

Тем не менее, когда раздел Индии стал свершившимся фактом, Бача Хан принес присягу на верность вновь образованному государству Пакистан на первом собрании Конституционной ассамблеи 23 февраля 1948 года. Выступая на очередном заседании ассамблеи 5 марта, Бача Хан, касаясь своей позиции, сказал: «Теперь, когда разделение свершилось, споры закончены». 

С этого момента Бача Хан сосредоточился на защите интересов жителей своего региона Пахтунва. Но здесь он столкнулся с непримиримой позицией тех, с кем он боролся, защищая единую Индию, и кто теперь стал политической элитой вновь образованного Пакистана.

Он был вновь заключен в тюрьму в июне 1948 года на шесть лет наравне с тысячами своих соратников. Вскоре после этого произошел кровавый инцидент в деревне Бабра, где пакистанская полиция расстреляла группу родственников заключенных «кранорубашечников», требовавших их освобождения, убив 150 и ранив 400 человек.

Однако движение оставалось мирным и ненасильственным. После своего освобождения в 1954 году Бача Хан призвал Конституционную ассамблею, членом которой продолжал оставаться, управлять страной, руководствуясь демократическими принципами. Он выступал против военного положения в стране и автократического стиля правления новой элиты.

В 1955 году движение «Худаи Хитматгар» было запрещено как сепаратистское.

Бача Хан был снова арестован в 1956 году и выпущен лишь после того как в 1962 году согласился уехать в добровольное изгнание в Афганистан.

Бача Хан скончался в возрасте 98 лет в Пешаваре 20 января 1988 года. Его похоронили, согласно завещанию, в афганском Джелалабаде.

Десятки тысяч людей присутствовали на его похоронах, они прошли по горному перевалу Кибир от Пешавара до Джелалабада. На время его похорон было объявлено прекращение огня как со стороны советских, так и афганских войск.

Абдул Гаффар Хан всегда рассматривал испытания и несчастья, которым он подвергался непрерывно, как средства, которыми Всемогущий Аллах приготовлял его жизнь для высших целей:

«Святой Пророк Мухаммед пришел в этот мир и учил нас: «Тот человек мусульманин, который никогда не повредит никому ни словом, ни делом, но кто работает для пользы и счастья всех созданий Бога. Вера в Бога состоит в том, чтобы любить своих братьев…

Нет ничего удивительного в мусульманине, пуштуне, который, как и я, сделал своим кредо отказ от насилия. Это не новое кредо. Оно было известно еще тысячу четыреста лет назад Пророку в то время, когда он был в Мекке».

Ильдар Мухамеджанов

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Социальные комментарии Cackle