Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ассасины – борьба за ложный рай

Время чтения: 6 мин
9498

Взятие цитадели ассасинов – крепости Аламут аойсками хана Хулагу. Миниатюра времен Великих Моголов

Существует легенда: трое друзей – учеников имама Муваффака Нисабури  поклялись, что если кто-нибудь из них достигнет успеха на земном поприще, то поможет в этом и двум другим. Эти трое были  Низам аль-Мульк, Омар Хайям и Хасан ас-Саббах.

Со временем Низам аль-Мульк стал великим визирем государства сельджуков. Омар Хайям – математиком и поэтом, а Хасан ас-Сабах – основателем секты ассасинов, которая наводила ужас на властителей мусульманского мира.

Согласно легенде, сначала Низам аль-Мульк предложил ас-Саббаху пост губернатора одной из провинций, но тот хотел занять должность во дворце. Опасаясь конкуренции, Низам аль-Мульк избавился от опасного соперника.

Кто был «старцем горы»?

Хасан ас-Саббах подпал под влияние исмаилитов и стал последователем доктрины батинийя, которая позволяла ее адептам скрывать свои истинные религиозные убеждения в случае угрозы для жизни. Кроме того, исмаилиты верят, что истинный путь можно познать только при посредничестве непогрешимого имама.

Название «исмаилиты» происходит от имени сына Джафара ас-Садыка, почитаемого шиитами как шестой имам, Исмаила, лишенного отцом права наследования имамата. С этим не согласились многие его последователи. Вскоре Исмаил умер, но его приверженцы утверждали, что по воле Аллаха  он перешёл в невидимое, скрытое от простых смертных состояние «гайба» («гаиб») – «отсутствие».

Некоторые приверженцы Исмаила считали, что он и на самом деле умер, поэтому седьмым имамом следует объявить его сына Мухаммеда. Со времени основная часть исмаилитов стала верить в то, что сын Исмаила является седьмым имамом. Поэтому их стали называть  «семеричниками».

Исмаилиты также верят  в переселение душ («танасух») и в то, что рай и ад существуют уже в земной жизни. Они также не соблюдают принятые в ортодоксальном исламе понятия «халяль» и «харам». 

Став исмаилитским проповедником Хасан ас-Саббах проповедовал в Иране и привлек к себе множество сторонников.

Он учил, что познать истину, являющуюся сутью всего сущего, можно лишь беспрекословно подчиняясь имаму. Поэтому он запретил своим последователям обучаться каким-либо наукам. Он так же объявил, что чем ближе человек к этому миру, тем он дальше от истины. Кроме того, он нещадно расправлялся со всеми, кто был не согласен с концепцией батинийи.

В рамках своего учения он требовал от последователей беспрекословной покорности и выполнения любого своего приказания.
В 1090 году его последователям  хитростью удалось захватить крепость Аламут  в горных районах западного Ирана.

Со временем  приверженцам секты Саббаха удалось захватить ряд крепостей в долине Рудбар и Кумисе, городов в Кухистане ( современный Иран),  а также несколько замков на западе – в горных районах Ливана и Сирии.

Сельджукский султан Малик-Шах  предостерег Саббаха от распространения ереси, пригрозив принять соответствующие меры и стал пресекать проповеди его последователей и шире – всех приверженцев учения исмаилитов.

В ответ на это Саббах подослал к его двору специально натренированных убийц, которые убили великого визиря Низама аль-Мулька.

Со временем эта практика превратилась в осознанную стратегию уничтожения всех, кто так или иначе выступал против секты Саббаха.

Что означает слово «ассасин»?

Специально подготовленных убийц, не ведавших страха смерти и беспрекословно выполнявших приказы «Старца горы», (прозвище, которым  его «наградили»  крестоносцы) называли «хашшишиин» – «травниками» (от арабского «хашиш» - трава).

Существует версия, что так их называли из-за употребления наркотика, получаемого из конопли. Но есть сведения, что в качестве одурманивающего средства им давали опиум, изготовляемый  из мака. Прозвище «травники» за ними закрепилось из-за практикуемого членами секты аскетизма.

В европейских языках оно трансформировалось в слово «ассасин», означающее наемного убийцу.

Сельдужкские султаны воевали с  ассасинами много лет, но не могли победить их. Ассасины наносили свои удары по представителям правящей верхушки, обезглавливая ее, сея ужас и деморализуя. Сельджукский султан Ахмад Санджар был вынужден вступить с ними в переговоры и уступить им Мосул и Диярбакыр.

Саббах вступил в союз с крестоносцами и вместе с ними воевал против султана Салах-ад-Дина. Несколько раз он подсылал к нему убийц, но по милости Аллаха великий герой ислама уцелел.

Тем не менее ассасины представляли собой мощную деструктивную силу, которая ослабляла  не только государство сельджуков, но и соседние мусульманские государства. От их рук  погибло шесть визирей, три халифа, десятки  правителей городов и осмелившихся критиковать их мусульманских богословов.

Саббах не ставил своей целью установление истины и справедливости. Напротив, он стремился упрочить свою земную политическую власть. Тем не менее для вербовки и укрепления рядов своих адептов он эксплуатировал идею религиозной жертвенности и мученичества, наградой за которую был рай. До сих пор нет однозначного мнения существовали ли «райские сады», в которых будущих убийц «доводили до кондиции» образами «небесной обители» с вином и женщинами, но факт остается фактом – они жертвовали собой,  в случае  поимки выдерживали жесточайшие средневековые пытки,  и шли на казнь с улыбкой на устах, ожидая награды за свои действия  «на небесах».

Где сейчас потомки ассасинов?

Конец секты ассасинов, как всегда в таких случаях, наступил неожиданно. В 1256 году монгольский хан Хулагу в ответ на жалобу жителей северной Персии, обвинивших ассасинов во всяческих несправедливостях,  осадил их крепости в Кухистане и потребовал от главы секты – наследника Саббаха  Рукн-ад Дина Хуршаха капитуляции. Пытаясь спастись, тот сдался на милость победителя. Его отослали в столицу Монгольской империи Каракорум, но по дороге убили. Ассасины в большинстве своем  были истреблены. Лишь немногим удалось бежать  на территорию современного Азербайджана и Анатолии.  Части из них удалось внедриться в некоторые суфийские братства. В  их среде воспитывался будущий шах Ирана Исмаил I – основатель династии Сефевидов. В 18 веке в Иране исмаилизм был официально признан одной из ветвей шиизма.

Некоторые исследователи идут в своих гипотезах еще дальше. Они считают, что группе ассасинов удалось проникнуть на Сицилию и заложить основу для возникновения местной мафии. Само слово «мафия» по их мнению, является производным от арабского «махфия» - секрет, тайна. 

На Западе писатели также вовсю эксплуатируют сюжеты  об ассасинах.

Потомки ассасинов проживали среди исмаилитов в южном Иране. Затем их глава Ага-Хан I бежал сначала в Афганистан, а затем в Синд, на территорию Британской Индии. Здесь он показал себя верным слугой английских колонизаторов, помогая им завоевывать территории независимых индийских княжеств. За это британская королева Виктория присвоила ему титул «Его высочество» и признала главой всех исмаилитов мира.

В настоящее время его потомок  принц Карим Ага-Хан IV – имам исмаилитов, известный архитектор и общественный деятель. Ему подчиняется, в том числе и община исмаилитов Горного Бадахшана (Таджикистан).

Ильдар Мухамеджанов

 

Социальные комментарии Cackle